Гоночные катера SK и гонки с „ускорением". Новые тенденции в водно-моторном спорте


Категория Спортивные катера

Многие спортсмены—водители мотосудов, которых привлекает на воде ощущение высокой скорости, предпочитают не обращаться к судам сложного и рискованного неограниченного класса. Добротный старый катер «автомобильного типа», позже названный «Рунабоут», получил столь удивительное развитие, что превратился в гоночное мотосудно, достигающее скорости 200 км/ч и более. Он стал действительно «спортивным инвентарем» для водно-моторных соревнований. Развитие его началось в середине 50-х годов с появлением так называемых SK-катеров. Название их является сокращением Ski Racing Runabout60. SK-катера представляют современный вариант катеров «автомобильного типа» для буксировки водных лыжников и гонок катеров. Применительно к этому процветающему американскому классу

Рис. 1. Показанное здесь расположение катера «Банзай» рассчитано на гонки «с ускорением»: управление впереди, двигатель вынесен довольно далеко в корму и форсирован до наивысшей мощности. На блоке цилиндров смонтирован агрегат наддува (нагнетатель). Катер имеет длину 5,8 м, ширину 2,44 м и, будучи оборудован семилитровым двигателем, развивает скорость более 250 км/ч.

катеров действуют следующие классификационные требования: наименьшая длина корпуса 4,88 м; ширина — не менее 1,9 м, масса полностью оборудованного и снаряженного катера — не менее 682 кг; допустимая мощность двигателя ограничивается только рабочим объемом цилиндров, который должен быть не более 6,55 л. Исходя из этих ограничений разработан весьма совершенный тип катера. Двигатель размещен в корме. Он приводит в движение гребной вал через угловую зубчатую передачу. Для корректировки дифферента на транце установлены регулируемые транцевые плиты, которые также называются антикавитационными. Положение этих плит во время соревнований, согласно гоночным правилам мотосудов данного класса, не должно изменяться. Почти всегда на SK-катерах устанавливают большие американские восьмицилиндровые автомобильные двигатели, мощность которых увеличена в результате сложной и кропотливой доработки. Однако не допускается применение ни нагнетателей, ни специальных видов топлива.

Несмотря на значительную скорость (в пределах 200 км/ч), SK-катер оценивается как надежное и несложное мотосудно.

В сравнении с реданными двухточечными гоночными глиссерами оно действительно является таковым. Поэтому некоторые восторженные гонщики на юге калифорнийского побережья постарались создать новые виды гонок для любимых ими SK-катеров. Чтобы удовлетворить любителей «SK-спорта», ввели еще один вид гонок на воде, который становится все более и более популярным, — это американские гонки «с ускорением» (дрэг рейсинг). Все водно-моторные спортивные соревнования были направлены на достижение наибольшей скорости, поэтому введение гонок «с ускорением» внесло в них нечто новое.

Подобно автомобильным «дрэг-гонкам», для соревнований на наибольшее ускорение на воде наиболее пригодна дистанция, равная четверти сухопутной мили, а именно 402 м. Слово «дрэг» многозначно, например, «упор» или «сопротивление», и должно указывать, что старт гонке дается «с места». Этот вид водно-моторного спорта имел намного больший успех, чем успех катеров спортивного SK-класса.

В гонках «с ускорением» основным является приемистость — быстрота набора скорости, а затем уже скорость. На узкой трассе—только два катера. При этом один катер выбывает, а другой опять соревнуется с новым конкурентом. Естественно, что в таких гонках скорость не утрачивает своей привлекательности, напротив, она выдвигает еще один довод в пользу применения двигателя высокой мощности. Обычно наиболее быстроходный катер является плохим «ускорителем», и, наоборот, катер, идущий с большим ускорением, к концу дистанции не всегда приходит на высокой скорости. Поэтому одновременно со стремлением уменьшить вес катера очень важно найти оптимальное соответствие между крутящим моментом двигателя и размерами гребного винта. Гребной винт с большим диаметром и большой поверхностью лопастей при умеренном шаге винта наиболее пригоден для ускорения; небольшой диаметр гребного винта при значительном шаге требуется для достижения предельной скорости катера.

Чтобы придать гонкам больший интерес, десятую часть дистанции, т. е. последние 40,2 м, движение катера регистрируют точные хронометрические системы с помощью «электронного глаза». При этом сравнивают не только ускорение катеров, но и конечные значения их скорости.

Новый вид соревнований катеров «с ускорением» приобрел столь необычайный успех, что в больших гонках принимает участие до 350 катеров. Состязания привлекают внимание до 8000 зрителей и до 25 000 «безбилетников». Большое количество катеров, участвующих в гонках, утомляет зрителей. Чтобы гонки могли закончиться интересно и организованно, было установлено: число катеров-участников не должно превышать 100.

В настоящее время для гонок «с ускорением» выработано 16 классов катеров. Имеются два основных класса катеров для стационарных двигателей и два основных класса катеров для подвесных лодочных моторов. На каждом из катеров этих четырех основных классов можно устанавливать двигатели четырех вариантов, которые указаны ниже. Здесь, кроме того, приведены данные о зафиксированной скорости катеров 16 классов (в км/ч):

Гонки «с ускорением» оказались настолько своеобразными, что не могли использовать положительный опыт обычных гонок быстроходных катеров. Лучше всего иллюстрировать это описанием одного из дней гонок.

Представленные катера в зависимости от скорости подразделяют на классы, через 8 км/ч. В первый заезд выходят катера со скоростью 96—104 км/ч. Следующая серия заездов охватывает катера со скоростью 104—112 км/ч и т. д. Скорость каждого нового катера трижды проверяется до гонки на дистанции 400 м; конечную скорость замеряют электронной установкой. По результатам проверки катер определяют в соответствующую скоростную группу. Затем катера попарно направляют на соревнования. Старт и финиш проходят следующим образом.

Два вызываемых катера появляются за стартовой линией, причем включенный двигатель работает на самом малом ходу. Водитель катера, у которого скорость малого хода выше, должен снять ногу с педали газа. Его противник прибавляет газ, и оба катера приближаются к линии старта «голова в голову». Это -сближение должно осуществляться на скорости от 11 до 16 км/ч. Если они достигают линии старта в установленном замедленном темпе, то им дается стартовый сигнал. В противном случае оба противника отзываются обратно.

В случае удачного старта каждый катер вырывается на отведенную для него узкую дорожку на линии финиша. Кто приходит первым, тот и становится победителем. Чтобы замерить действительную скорость на последней десятой части расстояния, включается электронный хронометр. Слишком быстроходный победитель (такой бывает), который превысил границу своего класса, выбывает и должен перейти в более высокий по скорости следующий класс. В большинстве случаев выявляется «безупречный» победитель, но это еще не все. Только проигравший может отправиться домой. Выигравший получает нового соперника — победителя следующей гоночной пары. Таким образом продолжаются отборочные гонки, пока наконец не определится победитель дня в каждом классе.

Рис. 148. Реданный глиссер, подводная часть которого сходна с двухточечным глиссером. В американских правилах получил сокращенное название «Гидро» (от слова «Hydroplan»).

Чтобы осознать напряженность этого вида спорта, достаточно оценить время, которое проходит катер самого быстроходного класса от стартового сигнала до финища,—всего около 8 с! Полный заезд катеров средней быстроходности длится от 10 до 12 с. Если для проигравшего гонка закончилась, то для победителя она может повторяться один или несколько раз.

Один из реданных глиссеров показан на рис. 2.


Читать далее:

Категория Спортивные катера