Фреоновые батареи


Категория Холодильное оборудование судов

Схема одного из трех бункеров СПО судов типа «Иван Бочков» изображена на рис. 1.

Фреоновые змеевики в бункерах и два выносных водоохладителя подключены к работающей в автоматическом режиме ХУ с компрессором S3-900. При необходимости этот компрессор можно дополнительно подключить к производственной ХУ в режиме ручного регулирования, отключив при этом СПО. Для интенсификации процесса теплообмена в бункерах предусмотрена система циркуляции воды, которая осуществляется с помощью циркуляционных насосов производительностью 40 м3/ч. Каждый бункер имеет свой циркуляционный насос, на всасывающей стороне которого установлен сдвоенный фильтр грубой очистки. Предварительное охлаждение воды осуществляется путем циркуляции через два выносных пристенных фреоновых водоохладителя с поверхностью охлаждения 2 Х20 м2.

Опыт эксплуатации СПО показывает, что на большинстве судов выносными водоохладителями практически не пользуются, а охлаждение рыбы-сырца производится только встроенными в бункера зме-евиковыми фреоновыми батареями с обязательным подключением системы циркуляции воды. В этом случае процесс охлаждения идет очень интенсивно. При загрузке сырья в подготовленный бункер с температурой воды 1 °С за 3…3.5 ч рыба охлаждается от 20 до 1 °С, что соответствует темпу охлаждения 5,5…6 град/ч. Благодаря использованию постоянной циркуляции воды достигается равномерное температурное поле по всему объему бункера. Контрольные замеры показывают очень незначительные отклонения температур в теле рыбы — от 0 до 3 °С, однако по мере освобождения бункера температура в теле рыбы повышается до 4…7 °С.

Рис. 1. Схема СПО судов типа «Иван Бочков»:
1 – фреоновый водоохладитель; 2 – фреоновая змеевиковая батарея; 3 – бункер; 4 – гидроцилиндр; 5 – шибер разгрузочного, окна; 6 – решетка; 7 – сырьевой конвейер; 8 – грязевой фильтр; 9 – циркуляционный насос забортной воды

К недостаткам, характерным для судов типа БАТМ, дополнительно для СПО траулеров типа «Иван Бочков» можно отнести следующие:
— в режиме охлаждения должен быть постоянно подключен не менее чем один бункер и в обязательном порядке включена система циркуляции воды, так как в противном случае понижается температура кипения хладагента и батареи покрываются льдом. В результате снижается интенсивность процесса теплообмена, что приводит к влажному ходу ВК и нарушению нормального режима работы холодильной установки СПО;
— размещение фреоновых батарей непосредственно в бункерах увеличивает опасность утечек хладагента, так как батареи постоянно находятся в агрессивной среде и подвержены коррозионному разрушению. На стороне всасывания ВК установлен автоматический клапан, работающий по принципу «до себя», который, как свидетельствует опыт эксплуатации, не всегда закрывается при понижении температуры кипения. В этом случае давление кипения становится ниже атмосферного, что при нарушении герметичности в змеевиках может привести к обводнению фреоновой системы;
— несмотря на установку перфорированных ограждений, на змееви-ковых батареях залегает рыба, что приводит к увеличению времени на санитарную обработку бункера перед очередным его заполнением забортной водой.

Опыт эксплуатации различных видов СПО на промысловых судах показывает, что интенсивность процесса теплообмена и темп охлаждения рыбы в бункерах СПО в первую очередь зависят от конструктивного исполнения бункеров и выбора наиболее надежной и удобной в эксплуатации системы циркуляции воды. В то же время не играет существенной роли, какой принцип охлаждения рабочей среды принят за основу: льдоводяной смесью; посредством рассольных батарей, батарей с непосредственным кипением хладагента либо всевозможных других комбинированных способов охлаждения, так как все они имеют свои преимущества и недостатки. В настоящее время наиболее эффективной и удобной в эксплуатации схемой предварительного охлаждения остается схема, применяемая на судах типа РТМ—А, РТМ—С, ТСМ-С, ТСМ, РТМК-С постройки ГДР.


Читать далее:

Категория Холодильное оборудование судов