Этапы развития судов-газовозов


Категория Системы судов-газовозов

В настоящее время около 78% газа в мире транспортируется по трубопроводам. Протяженность газопроводов России в 1993 г. составила 141,5 тыс,км* Отдельные магистральные газопроводы имеют протяженность сотни и тысячи километров. Диаметры трубопроводов самые различные, но, как правило, не превышают 1420 мм.

Газ по Трубопроводам подается под давлением порядка 7,5 МПа, но бывает и превышает это значение. Например, технико-экономическим обоснованием обустройства Штокмановского газоконденсатного месторождения предусмотрено начальное давление газа в трубопроводе диаметром 1220 мм равным 15,0 МПа. По трубопроводам транспортируются и продукты из ПГ. Крупнейший в мире аммиакопровод Тольятти-Горловка-Одесса протяженностью 2,5 тыс.км подает жидкий аммиак в порт Южный, а оттуда – судами-газовозами на экспорт. Кроме того, вдоль трассы магистрального трубопровода расположены 30 раздаточных станций, которые подают 250 тыс.т жидкого аммиака сельхозпредприятиям России и Украины.

Статистика показывает, что 3% длины строящихся трубопроводов проходит по дну рек, озер, болот, заливов и морей. При сооружении газопровода Алжир – Италия протяженностью 500 км почти треть длины трубопровода (160 км) проходит по дну Средиземного моря на глубине 600 м. Протяженность подводных трубопроводов, связывающих Штокмановское газоконденсатное месторождение с побережьем (район Териберки), будет составлять 546 км. Вместе с тем в последние годы наблюдается уменьшение суммарной протяженности прокладываемых морских нефтегазопроводов. Объясняется это многими причинами, основными из которых можно считать следующие. Во-первых, если в начальный период разработки месторождений нефти и газа в Мировом океане добыча ограничивалась глубинами до 100 м и расстоянием от берега до 150 м, то сейчас поисково-разведочные работы ведутся на участках глубиной до 300 м и на расстояниях от берега до 200 км. Причем наиболее перспективные структуры и открытые месторождения расположены на акваториях с глубиной моря 300 м и более. Во-вторых, вновь разрабатываемые месторождения зачастую находятся от основных потребителей на больших расстояниях и отделены значительными водными пространствами. Все это приводит к тому, что альтернативой трубопроводному транспорту все более становятся морские перевозки нефти, газа и жидкой продукции из них.

Первые попытки перевозки СГ морским путем были осуществлены в 1929-1931 гг. англичанами на переоборудованном танкере «Magara» и голландцами на судне «Agnita», предназначенном для одновременной перевозки нефтк СГ и серной кислоты. В 1947-1952 гг. для перевозки СГ были переоборудованы танкеры «Esso el Salvador» и «Shell-phalte» и несколько сухогрузов, например, «Mundogas West». Впервые специализированное судно-газовоз «Rasmus Tholstrup» грузовместимостью 670 м3 было спроектировано и построено в Швеции в 1953 г.

Это послужило толчком для создания специализированного типа морских транспортных судов-газовозов.

Непрерывно растущие потребности в энергоресурсах и в сырье для химической и других отраслей промышленности способствовали быстрому развитию судов-газовозов мирового флота. Если в 1954-1960 гг. в среднем строилось в год по 5 судов, то в 1965 г. их было построено уже около 20. В дальнейшем в год строилось в среднем по 25-30 единиц, но были и исключения. Например, в 1991 г. было построено сразу 63 газовоза. В настоящее время число судов-газовозов превысило тысячу. Около 90% от общего количества газовозов предназначено для перевозки СНГ. Наряду с численностью судов растет и их грузовместимость. Так, в 1974 г. средняя грузовместимость газовозов составляла 45,5 тыс.м3. В 1980 г. американская компания General Dynamics закончила постройку серии судов для перевозки СПГ типа «Aquarius» грузовместимостью 125 тыс.м3. Имеются проектные проработки газовозов грузовместимостью 200, 300 и 400 тыс.м3.

Рис. 1. Рост количества судов-газовозов в мире

Интерес представляет распределение количества газовозов по странам, приведенное на начало 90-х годов (см.табл.2). Из таблицы видно, что преобладающее количество газовозов принадлежит Японии, далее со значительным снижением идут Панама, Норвег ия, Либерия, Италия и др. Всего же более 30 стран мира имеют в составе своих флотов газовозы. Как правило, большой флот судов-газовозов содержат страны, импортирующие газ. Так, на долю Японии приходится 60% морских мировых перевозок СГ и 70% перевозок продукции из СГ.

В бывшем СССР началом морских перевозок можно считать 1960 г., когда танкеры типа «Казбек» («Фрунзе», «Грозный», «Владимир») Черноморского пароходства были переоборудованы для одновременной перевозки нефти и сжиженного аммиака. На палубе каждого из этих танкеров было установлено по 21 железнодорожной цистерне общей вместимостью 1070 тыс.м3, что позволяло принимать 560-580 т аммиака. Первые специализированные однотипные газовозы «Кегумс» и «Краслава», построенные в Японии, вошли в состав Латвийского пароходства в 1965 г. Они были предназначены для перевозки СГ, аммиака и спирта в бассейне Балтийского моря. В 1976-1977 гг. еще шесть газовозов типа «Юрмала» постройки ФРГ пополнили флот Латвийского пароходства. Корпуса газовозов имели ледовые подкрепления на класс Л2 Регистра СССР. В 1979 г. в составе Черноморского пароходства прибавилось два однотипных газовоза «Моссовет» и «Ленсовет» итальянской постройки грузовместимостью по 75 тыс.м3 Суда предназначались для перевозок аммиака и СНГ. Затем в 1980 г. к ним прибавился газовоз «Смольный» грузовместимостью 35,7 тыс.м3. Дополнительно к выше упомянутым грузам он был рассчитан также для перевозки винилхлорида. По заказу СССР фирма «Мейер верфт» (ФРГ) для акционерного предприятия «Совком-флот» заложила серию из шести газовозов. Первое судно «Сигулда» было сдано в октябре 1989 г. Оно имело ледовые подкрепления на класс Л2 Регистра СССР и предназначалось для перевозки аммиака, винилхлорида и СНГ. Таким образом, в составе советского морского флота эксплуатировалось 12 специализированных судов-газовозов и 3 переоборудованных танкера-газовоза. После распада СССР в составе морского флота России, занимающей первое место в мире по производству и потреблению ПГ, не осталось ни одного судна-газовоза.

В настоящее время создание Российского флота судов-газово-зов является весьма актуальной задачей. Развитие.морской газодобычи требует значительного увеличения объема морской транспортировки газа с одновременным возрастанием дальности перевозок. Стратегия работ по освоению ресурсов нефти и газа на арктическом шельфе России на период до 2010 г. определена Программой, разработанной в 1994 г. Программой предусматривается создание судов-газовозов ледового класса для плавания в арктических морях. Однако поверхность почти всех арктических морей России, за исключением Баренцева, в течение 9-10 месяцев в году покрыта ледяным панцирем, что делает недосягаемыми эти районы для морской нефтегазодобычи. Компанией «Росшельф» начаты поисковые исследования, направленные на создание полностью подводной технологии добычи углеводородов в районах с тяжелыми ледовыми условиями при достаточных глубинах моря, при этом предусматривается разработка комплекса подводной техники, включая подводные суда-газовозы. Последние предполагается использовать на Штокмановском, Русановском и других месторождениях. Новые суда-газовозы в значительной степени поменяют и свой профиль. Если газовозы СССР были ориентированы, в основном, на перевозку аммиака и СНГ, то газовозы, обслуживающие морские месторождения, будут предназначаться для транспортировки метана, метанола и в меньшей степени СНГ.


Читать далее:

Категория Системы судов-газовозов