Электрооборудование лодки с подвесным мотором


Категория Катера и лодки

Магдино МН-1 на моторах «Прибой» и «Нептун» и МВ-1 на «Вихр ях» снабжены генераторными катушками, наводимая в которых s. д. с. при наличии внешней нагрузки (лампочки сигнально-отли-чительпых огней и т. п.) создает переменный ток. Мощность, отдаваемая катушками в сеть, при напряжении 12 В ± 5% составляет не менее 40 Вт при 5000 об/мин и не менее 25 Вт при 4250—4500 об/мин; В связи с этим мощность одновременно включаемых ламп не должна быть ниже мощности, развиваемой магдино. В противном случае лампочки будут работать с перекалом и могут перегореть. По этой же причине не допускается поочередное включение и выключение отдельных ламп — все потребители электроэнергии должны включаться одновременна.

Бортовая сеть включается после запуска мотора, когда его частота вращения достигнет 1000 об/мин. Если установить выпрямитель типа ВУ-1 или ВУ-2, то можно использовать снимаемое напряжение для зарядки аккумуляторной батареи. В настоящее время моторы «Вихрь М» и «Вихрь-30» комплектуются штатным выпрямительным блоком ВБГ-ЗА, рассчитанным на максимальмотке катушки зажигания. Схема подключения сети к магнето, разработанная В. С. Земсковым и И. В. Шафранским, приведена на рис. 225. Схема проверена в работе на моторе «Вихрь-М», оборудованном магнето МГ-101 (без генераторных катушек). Она предусматривает питание ходовых огней с лампами малой мощности, позволяет замерять частоту вращения коленчатого вала двигателя, контролировать его температурный режим. Конструктивно она выполнена в виде отдельного пульта с габаритами 120×110×80 мм и подсоединяется к мотору с помощью штепсельного разъема. Для контроля частоты вращения может быть использован тахометр, подобный показанному на рис. 223, в котором используются импульсы „тока в катушке зажигания, возникающие при размыкании контакта прерывателей. С помощью тумблера В1 к входу тахометра подключаются поочередно контакты катушек зажигания обоих цилиндров. Увеличивая частоту вращения, сравнивают показания тахометра, которые при нормальной работе зажигания должны быть одинаковыми.

На моторах, магнето которых не имеет специальных генераторных катушек («Ветерки», «Москва», «Вихрь» прежних выпусков), для питания бортовой сети могут быть использованы токи, возникающие в первичной об-

Рис. 1. Принципиальная схема электрооборудования с магнето МГ-101.
1 — плата магнето; 2 — контрольно-коммутационный пульт; 3 — тахометр;

Контроль температуры двигателя осуществляется с помощью температурного реле типа ТМ-104, встроенного в канал охлаждающей воды на входе глушителя. При нагреве воды выше 95° С в реле замыкается контакт и на пульте загорается сигнальная лампочка.

Лампочки ходовых огней и освещения при работающем двигателе питаются от системы зажигания через диоды Д1, Д2, а при выключенном двигателе — от батареи или аккумулятора, причем переключение питания при остановке двигателя происходит автоматически с помощью диода ДЗ. На тахометр питание подается постоянно от батареи через диод Д4.

Моторы типа «Вихрь», «Нептун-23» и «Привет-22», имеющие магдино МГ-101А или МВ-1 с генераторными катушками, могут быть оборудованы электростартером — необходимым дополнением к дистанционному управлению. Могут быть использованы стартеры СТ-253 или СТЛ-100ТВ (в последнем случае необходимо стартер дополнить контактором ДКД-501). Чаще любители используют более доступные стартеры СТ-351 от автомобиля «Запорожец», имеющие аналогичную конструкцию, но противоположное направление вращения. Этот стартер нуждается в небольшой переделке.

Для изменения направления вращения якоря стартера нужно, не снимая башмаков с обмоткой со статора, поменять местами подсоединения начала и конца обмотки возбуждения. Затем следует изменить зацепление роликовой муфты. Деталь, показанную на рис. 226, б, отпускают нагревом до красного свечения и разрезают ножовкой по линии I—I. Затем отрезанную часть 1 протачивают и запрессовывают на глубину 1,5 мм в часть 2 с другой стороны. Пазы 3 в деталях J и 2 должны совпадать. Детали пропаивают латунью или припоем ПСр45 и затем закаливают. Пружину муфты несколько укорачивают или заменяют на менее упругую.

Верхнюю часть корпуса стартера, прилегающую к картеру мотора на высоте 35 мм от верха, подпиливают так, чтобы пусковое устройство стартера располагалось слева, затем из стали толщиной 4—5 мм изготавливают кронштейны. Их размеры лучше всего подогнать по месту так, чтобы стартер плотно прилегал к картеру, а зубья шестерни и венца на маховике имели на достаточной глубине правильное зацепление. После подгонки кронштейны приваривают к корпусу стартера, который при этом нужно охлаждать, чтобы не повредить обмотки возбуждения. Все неиспользуемые приливы на верхней алюминиевой крышке стартера отпиливают.

Рис. 2. Установка электростартера от автомобиля «Запорожец» на моторе «Вихрь» (а) и переделка роликовой муфты (б).

На маховике мотора нужно проточить посадочное место для на-прессовки зубчатого венца. Венец изготавливают из стали 40, поверхность зубьев подвергается закалке до твердости HRC-424-52. Число зубьев венца — 72, модуль 2,5 (корригированный), угол профиля зуба 20°. Венец напрессовывается на маховик без дополнительной фиксации. На валу стартера закрепляют шестерню с числом зубьев 11. Можно использовать готовый венец от пускового двигателя ПД-10, проточив его по внутреннему диаметру до толщины обода 2,75 мм.

Шестерня стартера должна входить в венец маховика с зазором по торцу 1—2 мм, иначе при запуске будет слышен неприятный шум. Проверив зацепление, можно прокрутить двигатель, вывернув предварительно свечи зажигания. При этом контактор нужно отрегулировать так, чтобы ток обмотки стартера подавался только после того, как шестерня войдет в зацепление с венцом маховика.

Этот же стартер после переделки направления вращения может быть установлен и на моторе «Привет-22». Стартер устанавливается с правой стороны двигателя, если смотреть на мотор спереди, и крепится двумя болтами за верхний фланец к стальной пластине, закрепленной на двух стяжных болтах разъема картера верхнего цилиндра. Нижняя часть стартера стяжным хомутом притягивается к другой пластине, закрепленной на двух болтах разъема картера нижнего цилиндра. Положение стартера по высоте несложно регулировать, подкла-дывая шайбы под головки болтов крепления, а в горизонтальной плоскости — для регулировки зацепления шестерен — перемещая пластины крепления.

Рис. 3. Расположение кронштейнов на корпусе стартера.
1 — корпус; 2 — кронштейн; 3 — отверстия для крепления к фланцу картера.

Для посадки зубчатого венца, имеющего наружный диаметр £>„=205 мм (с модулем зацепления 2,5), маховик необходимо проточить до уровня зубьев для ручного стартера, так как можно пользоваться и им, не снимая электростартера с мотора. Малая шестерня ручного стартера протачивается до высоты зуба в 6 мм.

Источником тока для стартера служит аккумуляторная батарея 6СТ42 напряжением 12 В и емкостью 42 А. Его подзарядка осуществляется через полупроводниковый выпрямитель (рис. 228) от генераторных катушек магдино. При запуске пусковой ток достигает силы 180 А, поэтому сечение кабеля, подводящего ток от аккумулятора к стартеру, должно быть не меньше 8,8 мм2, длина его не должна превышать 1,5 м. Рекомендуется применять кабель БПВЛ в хлорвиниловой изоляции. Другая часть схемы монтируется проводом МГШВ-0,75.

Рис. 4. Принципиальная схема электрооборудования мотора «Вихрь» с электростартером.
1 — магдино; 2 — катушка питания зажигания; 3 — генераторная катушка; 4 — катушка зажигания; 5 — выпрямитель ВУ-1; 6 — аккумуляторная батарея 6СТ42; 7 — стартер; 8 — кнопка «Стоп»; 9 кнопка «Пуск».

При установке стартера катушки зажигания переставляют в дру. гое место. На поддоне мотора устанавливают дублирующие кнопки «Пуск» и «Стоп» (основные следует расположить на пульте управления мотолодкой). Непосредственно к выходным клеммам аккумулятора или к его отдельным банкам (в зависимости от напряжения применяемых электроламп) может быть подключена бортовая сеть освещения или сигнально-отличительных огней суммарной мощностью не более 40 Вт. Емкости батареи хватает примерно на 50 пусков двигателя.

Запуск холодного мотора производится с включенной системой подсоса топлива, поэтому желательно блокировать движение вилки включения стартера вверх с тросиком обогащения или применить для этой цели соленоид, как это сделано на моторе «Москва-30».

Несколько простейших усовершенствований, повышающих надежность моторов и их эксплуатационные качества

Для облегчения запуска мотора“ «Салют» в холодном состоянии полезно прорезать в дейдвуде небольшое окно, которое дает выход выхлопным газам в атмосферу. Окно закрывается хомутиком, сделанным из тонкой латуни и плотно посаженным на па-роннтовой прокладке на дейдвуд мотора. После запуска мотора и его прогрева хомутик поворачивается и выхлопные газы направляются обычным лутем в полость за гребным винтом.

На карбюраторе «Вихря» обогатитель не всегда обеспечивает необходимую для запуска в холодную погоду степень обогащения го-рючей смеси. Более эффективно использование воздушной заслонки, которую можно установить на переднем винте крепления сетки карбюратора. Заслонка должна плотно перекрывать входное отверстие диффузора карбюратора, оставляя доступ воздуха только через отверстие диаметром 3—5 мм, сделанное в ее нижней части. Втулка на винте крепления сетки заменяется пружиной.

Причиной неустойчивого запуска подвесных моторов типа «Москва» и «Ветерок», которые комплектуются магнето типа МЛ10-2С, часто является слишком низкая э. д. е., наводимая маховиком во встроенных катушках магнето, а также невысокое качество изоляции высоковольтных обмоток этих катушек. Повысить надежность запуска можно, применив дополнительно аккумулятор или батарею сухих элементов (из трех батареек 3336Л или элементов «373-Марс», соединенных последовательно). Подключение дополнительного питания производится на время пуска в общий проводник, соединенный на штатных катушках с массой двигателя. Подключение батареи, а также обратное подсоединение общего проводника катушек на массу осуществляется с помощью тумблера.

Рис. 5. Окно в выхлопной трубе мотора «Салют».

Рис. 6. Воздушная заслонка.

Для повышения надежности работы системы зажигания и увеличения мощности искры на свечах на «Ветерках» выпуска до 1979 г. и «Москве» можно заменить штатные трансформаторы, установленные на магнето МЛ10-2С, на выносные индукционные катушки (бобины) ИЖ56сб.39 или от мотоцикла «Ява». На сердечниках магнето остаются низковольтные обмотки, выполненные из провода ПЭВ-2 диаметром 0,8 мм с числом витков 150. Проводники с минусового дывода обеих бобин подключают на массу мотора; «плюс» соединяют с прерывателем.

Бобины удобнее всего закрепить на блоке цилиндров на специальном кронштейне, используя две верхние шпильки головки цилиндров. Заодно рекомендуется вынести из-под маховика магнето также и конденсаторы, которые несложно закрепить на картере или на поддоне под капотом мотора. Конденсаторы соединяют с магнето легкосъемным разъемом. Они будут всегда доступны для осмотра и замены без съема маховика. Переключая их с цилиндра на цилиндр, легко узнать причину отсутствия искры. А если установить еще рядом и третий, заведомо исправный конденсатор, — под рукой 52 всегда будет полноценная замена. Не обязательно ставить «фирменные» конденсаторы: можно заменить их радиотехническими или любыми другими. Достаточно, если емкость их составит 0,2—0,3 мкФ, а рабочее напряжение не менее300В; хорошо, если они будут герметизированными круглыми (типа МБГЦ) или плоскими (типа МБГП).

Рис. 7. Схема подключения батареи при запуске «Ветерка».
1 — батарея; 2 — переключатель зажигания; 3 — катушка зажигания; 4 — запальная свеча; 5 — прерыватель; 6 — конденсатор.

Рис. 8. Крепление бобин к блоку мотора «Ветерок».

Чтобы иметь возможность проверить работу обеих свечей, не рискуя получить удар током, а также во избежание пробоя катушки зажигания при продувке двигателя, рекомендуется сделать несложный держатель для свечей, согнутый из пружинной 2-миллиметровой проволоки. Он крепится на средней шпильке головки цилиндров близ бензонасоса и закрепляется гайкой (размеры даны применительно к мотору «Ветерок»). В кольца диаметром 14 мм, которые, если нажать на конец проволоки, легко разжимаются, вставляются свечи. В этом держателе можно постоянно хранить запасные свечи.

Вместо проволочных петель можно использовать металлическую пластинку с резьбовыми отверстиями под свечи.

Нередко причиной отказа системы зажигания является попадание воды на электрооборудование, особенно — на его высоковольтную часть. Простые профилактические меры путем тщательной очистки всех контактов бензином и защиты оголенных деталей консистентной смазкой типа ЦИАТИМ-201 или техническим вазелином существенно снижают вероятность отказа электросистемы. Пленка грязи на поверхности деталей и проводников в высоковольтных цепях системы зажигания способствует появлению токов утечки. Высоковольтный провод необходимо отсоединить от трансформатора, снять с его концов изоляцию на длине 3 мм и жилки загнуть веером по торцу изоляции. Гнезда для провода в трансформаторе и наконечнике свечи заполняются смазкой, в него вставляется провод, а излишки масла, выдавленные из гнезда, удаляются ветошью.

Причиной исчезновения искры на свече может быть попадание воды под экранирующей наконечник свечи, вследствие чего высокое напряжение замыкается на массу. Поэтому наконечник должен быть всегда чистым и защищенным смазкой. Важно также удалить грязь с наружной поверхности изолятора свечи.

Магнитная ловушка для удаления металлических частиц из горючей смеси рекомендуется для использования с любым подвесным мотором. Она включается в топливопровод и представляет собой разъемную коробочку, сделанную из любого немагнитного материала, например, текстолита или дюралюминия, в которую вмонтированы две пары постоянных магнитов. Магниты установлены так, что весь поток топливной смеси проходит через узкий 3-миллиметровый зазор между полюсами. Благодаря увеличению поперечного сечения потока в коробке скорость прохождения смеси здесь невелика, что способствует эффективной очистке топлива. Устанавливать ловушку рекомендуется между подкачивающей грушей и баком. Очистка ловушки от загрязнений производится продувкой сжатым воздухом или липкой лентой после разборки ее корпуса.

Штатные ручные подкачивающие груши-насосы, используемые в топливной системе подвесных моторов, несовершенны и часто выходят из строя. Вместо них можно применить бензонасос от автомашины «Жигули» или другого типа. Этот насос надежен, снабжен бензоотстойником и фильтром, благодаря чему обеспечивается дополнительная очистка горючего.

Рис. 9. Держатель для свечей.
1 — хомутик; 2 — обжимка из жести.

Сборник для горючего, вытекающего из карбюратора мотора «Вихрь», позволяет избежать загрязнения водоема и опасности загорания горючего, скапливающегося на поддоне мотора. Изготавливается он из тонкой жести, соединения опаиваются оловом. Сборник крепят между фланцем карбюратора и картером и соединяют бензостойким шлангом с основным топливным баком. Все горючее, вытекающее из поплавковой камеры при подкачивании ручной помпой, попав в сборник, стекает в бак.

Рис. 10. Магнитная ловушка.
1 — корпус; 2 — магниты, 4 шт.; 3 — крепежные отверстия; 4 — штуцера подвода и отвода топливной смеси; S — прокладка.

Для устранения утечки через отверстие в крышке поплавковой камеры, для оси поплавка необходимо сделать колпачок высотой и диаметром 10 мм. По оси колпачка необходимо просверлить углубление диаметром 4 мм и глубиной 8 мм для выхода оси поплавка. Колпачок можно приклеить к крышке эпоксидным клеем.

Полезно в суфлирующее отверстие крышки карбюратора и в воздушное отверстие системы подсоса при запуске вставить трубочки такой длины и конфигурации, чтобы при откидываиии мотора в любое положение топливо через них не проливалось. Такие трубочки можно сделать из пластмассовых стержней, для шариковых авторучек. Трубочке несложно придать любую форму, если засунуть в нее мягкую проволоку, изогнуть и, не вынимая проволоки, прогреть 3—4 мин в кипятке, затем охладить и вынуть проволоку. Концы трубочек вставляют в рассверленные до диаметра 3 мм отверстия карбюратора и крепят клеем.

Рис. 11. Сборник топлива для карбюратора «Вихря».
а — готовый сборник; б — развертка. 1 — донышко с торцевой стенкой! 2 — боковая стенка.

Для уменьшения утечек горючего при отсоединении бензошланга лучше всего сменить штуцер на другой, расположенный в более удобном для подсоединения месте, и снабдить его краником.

На некоторых режимах работы — при большой загрузке лодки, когда заслонка карбюратора открыта полностью, а частота вращения коленчатого вала ниже номинальной, на моторе «Нептун-23» возможен обратный выброс распыленного топлива из карбюратора. Простая насадка, которую можно изготовить из белой жести, полностью устраняет это явление (рис. 236). Кроме того снижается шум и уменьшается расход горючего. Для крепления насадки на посадочном пояске карбюратора сверлится отверстие диаметром 4 мм, в которое запрессовывается штифт, а на посадочном фланце насадки делается Т-образная прорезь. Насадка легко устанавливается на карбюратор и снимается с него без помощи какого-либо инструмента.

Небольшой козырек, закрепленный на выхлопном патрубке корпуса редуктора моторов «Вихрь» и направляющий поток воды в заборные отверстия системы охлаждения, позволяет уменьшить вероятность перегрева мотора в случае неполадок в работе водяной помпы. Напор в системе под действием отбрасываемой струи винта таков, что возможно эксплуатировать мотор даже без крыльчатки помпы. Козырек изготавливается из миллиметровой стали или алюминия согласно развертке, приведенной на рис. 237, б. К выхлопному па-• трубку он крепится с помощью трех винтов М4 с потайной головкой.

Для нижнего винта нарезается резьба в заглушке водяного патрубка, для верхнего — в антикави-тационной плите. Щель между козырьком и патрубком необходимо заполнить нитрошпаклевкой. Желательно увеличить диаметр водозаборных отверстий до 5 мм.

Водоросли, независимо от того, растут они или плавают по поверхности воды, могут оказаться серьезной помехой для успешного плавания мотолодки. Наименьшее зло от них, если «борода» на дейдвуде послужит причиной просасывания воздуха к лопастям и винт начнет кавитировать. Это явление сопровождается внезапным повышением частоты вращения коленчатого вала двигателя и падением скорости почти до полной остановки лодки; приходится останавливать мотор и очищать дейдвуд от водорослей. На моторе «Вихрь» помогает уменьшение на 10—20% кромочного шага лопасти гребного винта близ ступицы путем бпиловки нагнетающих поверхностей лопастей.

Рис. 12. Насадка на диффузор карбюратора мотора «Нептун-23».

Рис. 13. Направляющий козырек на водозаборник «Вихря».
а — установка на моторе; б — развертка. 1 — козырек; % — винт М4; Зшт.; 3 — гайка М4.

Иногда водоросли наматываются на гребной вал мотора в зазоре между ступицей винта и обтекателем корпуса редуйтора. В этом случае трение оказывается настолько велико, что двигатель глохнет. Поэтому зазор желательно устранить, поставив между ступицей и корпусом редуктора фторопластовую шайбу нужной толщины или выточив цилиндрический кожух, перекрывающий зазор.

Рис. 14. Нож для защиты от водорослей на моторе «Салют».
1 — нож; 2 — направление вращения винта.

При плавании в некоторых засоренных водорослями водоемах любители устанавливают на шпору подвесного мотора специальный нож — стальную пластину толщиной 2—3 мм, край которой отогнут под 90°,» подогнан по лопасти винта таким образом, чтобы зазор не превышал 1,5 мм, и остро заточен. Трава, зацепившаяся за лопасть, при вращении винта попадает на лезвие ножа, рассекается им и центробежной силой сбрасывается с винта в сторону.

Ульяновским моторным заводом выпускается простое приспособление — дополнительный упор для моторов «Ветерок», который позволяет при плавании по мелководным участкам уменьшать габаритную осадку мотолодки. Упор представляет собой литую алюминиевую

пластину с приклепанной к ней плоской пружиной. Он крепится к штатному упору подвески мотора и при плавании на глубокой воде поворачивается в нерабочее вертикальное положение. При необходимости пла:, стина поднимается до упора в площадку кронштейна подвески откинутого «Ветерка» и надежно фиксирует мотор в наклонном положении (рис. 239). Движение лодки возможно на малых оборотах мотора при глубине воды 20—25 см.

Не прибегая к конструктивным изменениям двигателя, можно сделать его работу менее шумной, если оклеить кожух мотора изнутри шумоизоляционным материалом (поролоном или, что проще, ковриком из порорезины) толщиной 3—4 мм. Кожух с предварительно вставленным поролоном надевают на мотор и в местах отпечатков стартера, маховика и других деталей снимают слой поролона. После такой подгонки поролон можно приклеить к кожуху.

Чтобы снизить вибрацию, которая от мотора передается на лодку и является еще одним источником шума, полезно поставить на транце в месте крепления струбцин мотора резиновую прокладку.


Читать далее:

Категория Катера и лодки