Электромонтажные работы на судах


Категория Ремонт судового электрооборудования

Работа электромонтажников на судах связана с опасностью поражения электрическим током. Кроме того, работы часто ведутся в стесненных условиях, при повышенной влажности, на значительной высоте (свыше 1,5 м). Поэтому несоблюдение правил безопасности труда может привести к несчастным случаям. Электромонтажники должны строго соблюдать правила безопасности труда и руководствоваться инструкцией по безопасности труда для электромонтажников механизмов и систем на судах.

Перед началом работ следует привести в порядок свою одежду, застегнуть или обхватить широкой резинкой обшлага рукавов, надеть защитную каску, проверить исправность электромонтажного инструмента, осмотреть рабочее место, убрать ненужные предметы. При работе на высоте более 2 м необходима установка лесов или подмостков. У люков, шахт, снятых листов настила должно быть поставлено ограждение, в помещениях необходимо общее и местное освещение. В закрытых помещениях, особенно при работе с легковоспламеняющимися или токсичными веществами, нужна надежная вентиляция, обеспечивающая не менее чем десятикратный обмен воздуха в час. Зимой следует обеспечить отопление помещения.

Электромонтажники должны допускаться к работе только после того, как они изучат и усвоят правила по безопасности труда и оказанию первой помощи. Электромонтажники на судах в ходе работы переходят из одного помещения в другое, поднимаются и спускаются по трапам. Если перемещение происходит по временным трапам и мосткам, перед началом работы следует убедиться в. надежности их закрепления. При затяжке кабеля с металлической оплеткой необходимо надевать рукавицы; при оконцевании жил кабелей электросваркой необходимо соблюдать правила электросварки. При размотке кабеля с барабана или бухты нужно смотреть, чтобы ноги не попали под барабан; в случае временного бухтования кабелей они должны быть надежно увязаны и подвешены на подвесках. При работе на двухъярусных лесах запрещается работа по одной вертикали без сплошного настила между ними. Перед установкой групповых распределительных щитов или аппаратов следует проверить надежность закрепления конструкций, на которых они монтируются.

При работе с компаундом необходимо следить за чистотой рук, полотенец, спецодежды и инструмента. Люди должны подвергаться предварительным и периодическим медосмотрам. Лица, страдающие хроническими заболеваниями кожи, слизистых оболочек, к работе не допускаются. При работе необходимо пользоваться полиэтиленовой спецодеждой (халат, пластмассовые нарукавники), а руки смазывать защитной пастой в составе (в процентах): казеин—19,7, аммиак (25%)—1,9, спирт этиловый (90%)—58,7, глицерин—19,7. Спецодежда и домашняя одежда должны храниться в разных шкафах. После работы рабочие должны мыться под душем. При попадании на руки смолы, компаунда или отвер-дителя участки кожи нужно протереть марлевым тампоном, смоченным в спирте. Во время приготовления компаунда категорически запрещаются прием пищи и курение.

Пасту готовят следующим образом: казеин (не казеиновый клей) замачивают в 3—4-кратном количестве воды и оставляют для набухания 12—20 ч, после чего отжимают и нагревают с глицерином, спиртом, аммиаком до полного растворения. Раствор фильтруют.

Небольшое количество раствора (3—5 г) наливают на ладони рук и растирают, после этого дают просохнуть 1—2 мин до образования тонкой пленки. Во время работы руки мочить нельзя, так как вода, разрушив пленку, откроет доступ вредным веществам к коже. Раствор пасты, готовый к употреблению, хранят в банках с притертыми крышками. Срок хранения 8—10 дней.

При заточке инструмента, если нет защитного экрана, следует надевать защитные очки. Категорически запрещается пользоваться электрической лампой напряжением свыше 24В. При работе во взрывоопасных помещениях следует применять электроинструмент и технологическую оснастку взрывобезопасного исполнения.

История развития технологии электромонтажных работ тесно связана с развитием судовой электротехники. С установкой на судах первых электрических машин, аппаратов, светильников, а также кабелей и проводов, с помощью которых создаются электрические сети, появилась необходимость в выполнении электромонтажных работ.

По мере повышения уровня электрификации и автоматизации судов объем электромонтажных работ непрерывно увеличивается.

Опыт строительства судов показал, что при длине кабелей порядка десятка километров объем электромонтажных работ соизмерим с объемом работ постройки корпуса, насыщения его механизмами и других видов работ. Однако электромонтажные работы Долгое время не имели самостоятельного места в комплексном графике постройки судов. Электромонтаж выполняли по мере готовности тех или иных помещений, т. е. в случайной последовательности или, как теперь принято называть, выборочным методом, фи подобной технологии выполнение электромонтажных работ Растягивалось на длительное время, качество их было невысоким, увеличивалась продолжительность сдаточных испытаний судов, дни и те же работы нередко переделывались по нескольку раз.

По мере увеличения объема электромонтажных работ перечня ленные недостатки становились все более заметными и постепенно сделались сдерживающим фактором в обеспечении оптимальны сроков постройки судов. Начались поиски новых технологически методов выполнения электромонтажных работ в направлении увязки с технологией постройки судов в целом.

Прежде всего из числа электромонтажных работ были исключены не относящиеся к ним корпусные, сварочные и механическг работы (изготовление крупных фундаментов, установка и крепление тяжелого электрооборудования и т. п.). В 1950 г. Ю. С. П. с группой электромонтажников разработал и внедрил метод параллельной технологии электромонтажных работ, при котором строящиеся суда поступают на электромонтаж с определенный ритмом и предварительно подготовленными. С этих пор этап элег тромонтажных работ вошел на равных правах в общий цикл строительства судов.

В дальнейшем параллельная технология электромонтажных работ совершенствуется, появляются ее модификации применительно к различным классам судов и серийности их постройки. Одновременно все больший объем работ переносится с судов в цехи с тем, чтобы всемерно сократить объем судовых работ и общее время строительства судов. В результате этого появилась, например, узловая технология, предусматривающая монтаж узлов, состоящих из аппаратов и кабелей, непосредственно в цехе; расширяется объем стендовых испытаний в целях их сокращения на судах и т. д.

В настоящее время считается неоспоримым, что указанные методы выполнения электромонтажных работ эффективны не только на больших судах с суммарной длиной кабелей порядка ста километров, но и на относительно малых судах с длиной кабелей в десятки километров.

Одновременно с развитием общей технологии электромонтажных работ совершенствовалась технология выполнения отдельных операций. Осуществлялась механизация ручных работ, создавался специальный инструмент, разрабатывались новые приборы и т. п. Например, в 40-х годах были разработаны и унифицированы изделия для крепления электрооборудования. В 50-х годах были усовершенствованы способы крепления кабелей и разработан способ оконцевания жил кабелей опрессовкой наконечников вместо пайки. Внедрены специальные массы, применяемые для уплотнения проходов кабелей сквозь палубы и переборки.

В 60-х годах развернулись работы по комплексной механизации работ, в результате чего были созданы разнообразные электромонтажные инструменты и приспособления.

Совершенствование технологии электромонтажных работ продолжается и будет продолжаться, поскольку количество электротехнических изделий, устанавливаемых на судах, непрерывно увеличивается.

Разработан метод испытаний источников энергии с нагрузкой на береговую сеть.

Важная роль отводится совершенствованию организационно-технических форм выполнения электромонтажных работ. Например, созданы механизированные кабелезаготовительные участки, поводятся эксперименты по разработке технологической документации с помощью вычислительных машин, ведутся работы в направлении создания моделей (имитаторов), допускающих комплексную проверку систем и ее элементов и т. д.

Таким образом, при современном состоянии и перспективах развития технологии судовых электромонтажных работ требуется подготовка таких специалистов, которые должны хорошо знать теорию судовой электротехники, технологию постройки судов в увязке с технологией выполнения электромонтажных работ, правила и приемы выполнения отдельных электромонтажных операций, уметь организовать и планировать выполнение работ.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования