Эксплуатация спасательных средств и техника безопасности при работе с ними


Категория Морская практика

Спасательные средства должны содержаться в исправном состоянии и постоянной готовности к немедленному использованию. Не реже 1 раза в год они подлежат освидетельствованию Инспекцией Регистра СССР. Переосвидетельствование надувных плотов проводится на станциях обслуживания ежегодно, а также в случае попадания их в воду, срабатывания системы газозаполнения и при обнаружении повреждений. Независимо от проведения очередных освидетельствований, спасательные средства надо осматривать перед каждым выходом судна в рейс.

Спасательные шлюпки и плоты должны иметь положенное снабжение.

Запрещается выпускать судно в плавание при:
— отсутствии или недостаточном количестве спасательных шлюпок, плотов и индивидуальных спасательных средств;
— неисправности спасательных шлюпок, плотов и других спасательных приборов, уменьшающей их подъемную силу и препятствующей их плаванию с допускаемым по норме числом людей; неисправности спасательных жилетов;
— неисправности подъемно-спускового устройства, препятствующей быстрому епуску и подъему спасательных шлюпок.

Члены экипажа, допущенные к обслуживанию шлюпочных лебедок и шлюпбалок, обязаны знать и выполнять инструкции по их обслуживанию, а весь экипаж должен быть обучен спуску спасательных шлюпок и плотов и правилам поведения в них, а также умелому использованию индивидуальных спасательных средств.

Техническое обслуживание шлюпочного устройства и других спасательных средств обеспечивает боцман судна. Оно направлено на защиту шлюпок, шлюпбалок и их такелажа от коррозии и на поддержание всех элементов спасательного устройства в хорошем техническом состоянии.

Шлюпки, изготовленные из легких сплавов, окрашиваются в три слоя эмалями на пентафталевой основе ПФ-115, ПФ-167 или ПФ-579 по нанесенным в один слой грунтам: фосфатирующему ВЛ-02 и ФЛ-ОЗЖ на фенольной основе. Для предохранения шлюпок от коррозии необходимо следить за состоянием их лакокрасочного покрытия и своевременно восстанавливать его.

Перед каждым выходом судна в море необходимо убедиться в исправности и надежности крепления шлюпок, в укомплектованности их всеми положенными предметами снабжения. Все предметы снабжения, за исключением отпорных крюков, укладываются согласно схеме размещения и надежно закрепляются. Отверстия для стока воды в днищах шлюпок должны быть открытыми. Приспособление для одновременной отдачи подъемных гаков, если оно имеется, должно действовать безотказно.

При повседневном уходе за шлюпками необходимо следить за тем, чтобы войлочные подушки кильблоков и шлюпбалок не имели повреждений. Талрепы шлюпочных найтовов должны быть расхожены и смазаны, в рабочем положении они должны плотно прижимать шлюпки к подушкам шлюпбалок. В сухие солнечные дни шлюпки следует проветривать, а предметы снабжения — просушивать. Провизия должна проверяться не реже 1 раза в месяц, а вода в анкерках — не реже 1 раза в 2 недели в холодное время года и еженедельно в теплое время. При температуре воздуха ниже 0 °С анкерки с водой надо убирать из шлюпки в помещение. Вода в анкерках должна меняться не реже 1 раза в месяц. Недоброкачественные продукты питания подлежат немедленной замене.

Загрязненные шлюпки и их парусное вооружение следует промывать пресной водой с мылом. Сильно загрязненные места шлюпок моют слабым раствором кальцинированной соды или моющими синтетическими средствами. После мойки шлюпки должны быть проветрены и зачехлены.

Моторную спасательную шлюпку надо содержать в постоянной готовности для немедленного использования. Запас горючего должен обеспечивать непрерывную работу двигателя в течение 24 ч.

Шлюпбалки и блоки шлюп-талей должны быть расхожены и смазаны в трущихся частях. Для смазки блоков в зимнее время рекомендуется применять морозоустойчивые смазки. Для предохранения шлюпбалок от коррозии необходимо следить за их лакокрасочным покрытием и своевременно восстанавливать разрушенное. Нельзя допускать скопления грязи на направляющих полках станины, а в зимнее время — образования льда на подвижных частях и соединениях шлюпбалок. В шлюп-талях должны использоваться только исправные блоки. Блоки и скобы надо периодически разбирать, чистить и смазывать.

Спасательные плоты и плавучие средства должны безотказно и быстро отделяться от судна при сбрасывании за борт, а также при погружении судна в воду. Жесткие плоты и плавучие средства с целью их испытания не реже 1 раза в год спускают на воду и держат на плаву в течение суток.

Тщательный осмотр спасательных жилетов с проверкой их крепления, ремонтом или заменой пришедших в негодность принадлежностей следует производить после каждой учебной тревоги.

Спасательные круги должны свободно выниматься из гнезда, поэтому надо следить за тем, чтобы гнезда не имели погнутых или отломанных частей. Круги с самовоспламеняющимися буйками крепят только с помощью деревянного клеванта, при выдергивании которого круг должен скатываться за борт, срывать буек с держащего устройства и увлекать его за собой в воду при помощи растительного линя, которым соединены круг и буек. Круги, снабженные самовоспламеняющимися буйками и автоматически действующими дымовыми шашками, устанавливают на крыльях мостика.

Необходимо следить за исправностью спасательных кругов и самовоспламеняющихся буйков.

При работе со спасательными средствами необходимо соблюдать следующие основные правила:
— перед спуском спасательной шлюпки надо убедиться в исправности шлюпочной лебедки и ленточного тормоза, закрыть пробками спускные отверстия и разнести носовой и кормовой фалини, проверить рулевое управление;
— все члены экипажа и пассажиры, назначенные на спасательную шлюпку, должны надеть спасательные жилеты до посадки в шлюпку;
— при спуске шлюпки носовые и кормовые шлюп-тали должны потравливаться равномерно и плавно, без рывков. Как при спуске, так и при подъеме шлюпки запрещается находиться между штевнями и шлюп-талями, а также стоять в шлюпке;
— запрещается удерживать руками шлюпку от ударов о борт судна во время ее спуска или подъема;
— выкладывая блоки шлюп-талей при посадке на воду, блоки надо брать ладонями за щеки таким образом, чтобы пальцы рук не могли быть затянуты в шкивы блоков. Выложенные блоки необходимо немедленно поднять, чтобы они не нанесли травм людям в шлюпке;
— при спуске шлюпки на переднем ходу судна надо сначала выложить кормовые тали, затем носовые, а при подъеме шлюпки — сначала заложить носовые тали, затем кормовые. При спуске и подъеме шлюпки на заднем ходу судна поступают наоборот;
— запрещается спускаться в шлюпку по шлюп-талям или при помощи других приспособлений, не предназначенных для этого;
— число людей в спасательной шлюпке не должно превышать установленной пассажировместимости;
— лицам, находящимся в шлюпке, запрещается отталкивать ее руками от борта судна, стоять в шлюпке, ходить по банкам, сидеть на планшире и т. п.;
— в шлюпке под парусами все, за исключением командира и старшины шлюпки (рулевого), должны сидеть между банками на рыбинах с наветренного борта лицом к парусу;
— места расположения спасательных шлюпок и плотов на судне, а также места спуска спасательных средств на воду должны быть хорошо освещены.

С целью дальнейшего улучшения охраны человеческой жизни на море в 1983 г. были внесены поправки к СОЛАС—74/78 в части спасательных средств, которыми определяются следующие требования:
— в каждой спасательной шлюпке должны быть три гидротермо-костюма и гидромешки по количеству людей в шлюпке;
— спасательные шлюпки должны иметь возможность спуска при крене судна до 20°;
— на судах валовой вместимостью 20 тыс. т и более спуск спасательных шлюпок должен обеспечиваться при скорости судна до 5 уз;
— все спасательные плоты должны иметь устройства для свободного всплытия;
— на тех грузовых судах, где практически невозможно переносить плоты с одного борта на другой, общая вместимость их на каждом борту должна быть достаточной для всех людей на судне.

Новые требования Конвенции вступят в силу для вновь строящихся судов с 1 июля 1986, для ранее построенных — с 1 июля 1991 г.


Читать далее:

Категория Морская практика