Эксплуатация систем смазочного масла


Категория Холодильное оборудование судов

Нормальная работа системы смазочного масла является одним из основных условий надежной и долговечной работы ВКА и обеспечивается в том случае, если выполняются основные предписания и инструкции по эксплуатации не только ВКА, но и всей СХУ в целом.

Особенности эксплуатации систем смазочного масла различных ВКА и основные правила их технического обслуживания заключаются в следующем.

1.Пуск ВК необходимо производить при нахождении регулирующих салазок в положении, соответствующем 30…40% производительности. За время перемещения регулирующих салазок из этого положения в положение минимальной производительности ВКА насос смазочного масла успевает создать необходимое давление и обильно смазать все сопрягаемые детали, подготовив этим нормальный пуск агрегата. Если же компрессор остановлен в положении минимальной производительности, то происходит практически одновременное включение насоса гидравлики, насоса смазочного масла и приводного электродвигателя компрессора. При нахождении салазок в положении 100% производительности рекомендуется нажимать кнопку «Пуск» дважды. После первого нажатия происходит перемещение салазок до положения 20…30% производительности, а затем нажимается кнопка «Стоп». После 2…3-минутной паузы осуществляется пуск ВКА. Это связано с тем, что при долговременной работе маслонасоса с отключенным приводным электродвигателем компрессора происходит срыв работы насоса смазочного масла из-за «резкого снижения уровня масла в маслоотделителе, а также из-за вспенивания насыщенного хладагентом масла во всасывающем трубопроводе насоса. Приведенная рекомендация не относится к ХУ, у которых запуск ВКА осуществляется через реле времени.

2. Пуск ВКА осуществляется при максимально возможной температуре смазочного масла в маслоотделителе, но не выше 40 °С.

При сравнительно низкой температуре смазочного масла в реси-верной части маслоотделителя ВКА возможно расслоение раствора фреона и смазочного масла. Согласно диаграмме взаимной растворимости R22 и масла ХА-30 при определенных соотношениях возможно расслоение смеси на два слоя даже при температуре 60 °С. Низкая температура масла приведет к насыщению его фреоном, в результате чего в момент пуска ВКА происходят вспенивание масла и срыв работы маслонасоса. В некоторых случаях приходится повторять пуск по 3… 4 раза, а так как при каждом включении насоса смазочного масла одновременно включается и насос гидравлики, то при повторных пусках регулирующие салазки успевают сместиться в сторону, соответствующую минимуму производительности. При последующем пуске происходит практически одновременный запуск насоса смазочного масла и ВКА без предварительной прокачки маслом. Одной из причин насыщения масла в маслоотделителе хладагентом может быть несрабатывание обратного клапана на стороне всасывания в момент остановки агрегата, что случается довольно часто. В этом случае пары хладагента Из испарительной системы через компрессор попадают в маслоотделитель и конденсируются там. Особенно сильно это проявляется в том случае, если в трубки маслохолодильника подается вода, имеющая низкую температуру. При работе судна в районе промысла с низкой температурой забортной воды рекомендуется при остановке агрегата закрывать всасывающий вентиль компрессора, а если предусмотрен электроподогрев масла в маслосборнике, его необходимо включать не менее чем за 1,5…2 ч до пуска ВКА, особенно при пониженной температуре воздуха в помещении холодильных машин. В том случае, если подогрев масла отсутствует, целесообразно полностью перекрыть подачу воды на маслохолодильник и после запуска ВКА постепенно открывать подачу воды, пока температура смазочного масла не повысится до 35…40 °С.

3. В процессе работы агрегата необходимо поддерживать постоянную температуру смазочного масла 35…40 °С.

При работе агрегата смазочное масло охлаждается в межгрубном пространстве маслоохладителя, а по трубам течет охлаждающая забортная вода, проток которой можно регулировать с помощью автоматического водорегулирующего вентиля. Практика эксплуатации ВКА показывает, что водорегулирующие вентили не обладают высокой надежностью и довольно часто выходят из строя, особенно при низкой температуре забортной воды. Водорегулирующий вентиль может либо не закрыться (резко понижается температура масла), либо остаться в закрытом положении (повышается температура смазочного масла, а следовательно, температура нагнетания), и агрегат останавливается из-за срабатывания защиты от повышенной температуры масла или нагнетания. На многих промысловых судах автоматические водорегулирующие вентили демонтируются и регулировка температуры масла производится ручным запорным вентилем на выходе воды после маслоохладителя. Добывающие суда продолжительное время работают в районе промысла с небольшими колебаниями температуры забортной воды. Поэтому отрегулировать температуру смазочного масла ручной запорной арматуры не представляет сложности, а изменение температуры масла наблюдается только на стадии ввода ВКА в режим, после чего температура масла стабилизируется и ее колебания не превышают 1…3 °С даже при значительных изменениях тепловой нагрузки. Новая настройка температуры масла осуществляйся только при переводе ВКА из одноступенчатого режима работы в Двухступенчатый или наоборот, так как в этом случае значительно повышается или понижается расход охлаждающей воды через маслоохладитель. Низкая надежность водорегулирующих вентилей набпю дается только при их включении в систему забортной воды. Водорегулирующие вентили, установленные на системе пресной воды, работают с высокой степенью надежности и продолжительное время не нуждаются в ремонте.

4. Необходимо исключить работу ВКА влажным ходом. Во время залива компрессора резко снижается эффективность работы маслоотделителя, особенно его циклонной ступени, и масло из маслоотделителя залитого агрегата может поступать в нагнетательный трубопровод.

При работе ВКА в цикле двухступенчатого сжатия масло из залитого агрегата СНД поступает в компрессорный агрегат СВД, откуда его через трубопровод заправки масла легко выдавить обратно с агрегата СНД. При вытекании масла из агрегата СВД оно попадает в линейный ресивер, откуда вернуть его обратно в агрегат намного сложнее. В этом случае перекрываются вентили слива жидкого хладагента из конденсатора в линейный ресивер, открывается вентиль на газовой уравнительной линии, соединяющий конденсатор с линейным ресивером, после чего находящаяся в ресивере смесь продолжает подаваться в испарительную систему, откуда через некоторый промежуток времени масло возвращается в один из работающих агрегатов СНД.

Этот способ неприемлем, если производственная ХУ работает по насосно-циркуляционной схеме. В этом случае все масло собирается в отделителе жидкости, откуда вернуть его в маслоотделитель ВКА сложно. Для того чтобы дозаправить масло в агрегат СВД из переполненного маслоотделителя СНД, следует воспользоваться заправочным маслонасосом или под избыточным давлением передавить масло из одного агрегата в другой.

Не следует добавлять масло из танка чистого масла в агрегат, откуда оно было выгнано, так как при этом ВКА переполняется маслом, что отрицательно сказывается на работе СХУ.

Винтовые агрегаты фирмы «Сталь» имеют более компактную смазочную систему, объединенную с гидроприводом регулятора производительности. Привод маслонасоса осуществляется от ведомого ротора компрессора. С этим связаны свои особенности эксплуатации системы смазочного масла.

На ВКА типа SVK-54-2F,b электрической цепи привода компрессора установлено реле, которое отключает компрессор через 7 с при отсутствии давления масла в смазочной системе. Для исключения срыва работы маслонасоса при первоначальном пуске осуществляется предварительная прокачка масляной системы ручным насосом. Прокачку следует проводить, делая не менее 20 движений насосом после отрыва стрелки манометра смазочного масла от нулевой отметки.


Читать далее:

Категория Холодильное оборудование судов