Эксплуатация рулевых машин

От безотказности действия рулевого устройства зависят маневренность и безопасность судна, поэтому это устройство должно всегда содержаться в полной исправности. Эксплуатация рулевых машин производится в полном соответствии с ПТЭ и инструкцией завода-изготовителя рулевой машины.

В рулевой машине с гидравлическим телемотором необходимо следить за плотностью сальников и не допускать пропусков в гидравлической системе. При перетекании жидкости из одной полости в другую манжеты необходимо заменить.

При перекладке руля выявляют несоответствие между показаниями аксиометра и фактическим положением пера руля, причиной чего может быть нарушение уплотнений поршней в цилиндрах. Приводя в соответствие показания аксиометра с положением пера руля, необходимо, чтобы расхождение не превышало ±2° при механическом и не более ±1° при электрическом аксиометре.

При нагревании подшипников, появлении стуков, чрезмерных шумов и других отклонений от нормальной работы машины следует выделить машиниста (моториста) в румпельное отделение для постоянного наблюдения и ухода за машиной и обо всех неисправностях немедленно доложить старшему (главному) механику.

При нагреве зубьев червячной пары следует проверить качество смазки и при возможности заменить ее.

«Правила технической эксплуатации судовых вспомогательных механизмов и оборудования» рекомендуют для закрытых редук-торных передач масло моторное, а для открытых — универсальную смазку (солидол жировой) УС-1, УС-2, УС-3 (летние марки), УС-1, УС-2, УС-3 (зимние марки) по ГОСТ 1033-73.

Во время работы машины надо постоянно следить за сальниками, набивка которых при продолжительной работе теряет свою эластичность, так как пропитка постепенно выжимается и набивочный материал затвердевает. Несвоевременная замена набивки может привести к задиру штоков, шпинделей или шеек валов механизма.

Чтобы сменить набивку, необходимо отвернуть гайки крепления крышки сальника, снять крышку сальника, вынуть старую набивку, очистить от грязи гайки и болты. Затем подбирают набивку, подходящую для данного сальника по размерам и материалу, смазывают маслом с графитовым порошком, заводят в полость сальника и обвивают ею шток. Длина каждого кольца набивки должна быть такой, чтобы при ее свертывании на штоке получился небольшой зазор в стыке, так как при затягивании сальника кольца набивки несколько вытягиваются. Стыки колен следует располагать противоположно один другому.

При осаживании каждого из колец в направлении дна сальниковой коробки уплотнение производят легкими ударами молотка по деревянному бруску (забойке). После того как набивка уложена (так, чтобы она не доходила до кромки сальниковой коробки), надевают сальниковую крышку и равномерным затягиванием гаек уплотняют соединение, избегая перекоса. Применяя самосмазывающие набивки, следует ставить первое кольцо из более твердого материала, например, асбеста, чтобы набивка не продавливалась. Такое же кольцо ставят и под крышку сальника. Если ставят набивку с металлической сердцевиной, то крайние кольца ставят обычно без сердцевины.

Гайки сальника не следует затягивать туго, так как это может вызвать задир штока. Лучше периодически подтягивать их, уплотняя набивку в сальнике в процессе работы механизма. Пока шток и сальник не прогреются, подтягивать сальник втугую при пуске механизма не допускается. Запрещается также производить на ходу обжим сальниковых втулок, замер зазоров в сальниковых штоках, а также выборку слабин в сопрягаемых деталях и регулирование парораспределения — во избежание несчастных случаев.

Для набивки мелких сальниковых механизмов, работающих при небольшом давлении, используют хлопчатобумажные плетеные или неплетеные шнуры, а при повышенных давлениях и перегретом паре — металлическую или комбинированную (с резиновой сердцевиной) набивку.

Перед началом работы электрической рулевой машины проверяют состояние всего рулевого устройства, в том числе закрытие кожухами соединительных клемм, рубильников и надежность заземления.

Убедившись в исправности электропривода и хорошем состоянии изоляции, включают электродвигатель для опробывания перекладки руля на левый и правый борта и одновременно проверяют работу конечных выключателей. При наличии нескольких постов управления проверяют в работе запасные посты.

Во время работы электрической рулевой машины необходимо следить за температурой подшипников электродвигателя. Появление вибраций, ударов и посторонних шумов в машине говорит о ее неисправности. Следят также за работой указателей, за напряжением и силой тока, а также за состоянием изоляции.

О всяких отклонениях от нормальной работы рулевой машины машинист должен сообщить вахтенному механику, а последний — старшему механику. При нагреве подшипников и небольших стуках в рулевой машине для более тщательного наблюдения за ее работой немедленно выделяют специального машиниста, который должен неотлучно находиться у машины. Категорически запрещается всякое исправление неполадок и ремонт рулевых машин на ходу.

При подготовке судна к снятию с якоря или отходу от причала вахтенный механик обязан поддерживать рулевую машину в постоянной готовности. При этом клапаны продувания цилиндров должны быть открыты. Во время длительной остановки судна открывают все спускные краны и пробки для полного удаления конденсата не только из трубопроводов рулевой машины, но и из трубопроводов, связанных с ней.

Для правильной работы гидравлического телемотора необходимо следить за тем, чтобы система была заполнена и в ней не было воздуха. Наличие даже минимального количества воздуха, выходящего при прокачивании системы в виде отдельных пузырьков, влияет на нормальную работу исполнительного механизма, а также на совпадение показаний аксиометра и истинного положения руля.

Немаловажное значение при эксплуатации паровых и электрогидравлических рулевых машин имеет поддержание в хорошем состоянии трубопроводов, уплотнительных сальников, для чего их следует осматривать не реже одного раза за вахту. Более тщательную проверку состояния трубопроводов следует проводить в сроки, указанные в инструкции завода, и при наличии дефектов.

Обнаруженные пропуски в муфтовых и ниппельных соединениях ликвидируют подтяжкой муфт, а также подмоткой шнура с краской или заменой прокладки. Обнаруженные неплотности и пропуски пара и жидкости во фланцевых соединениях ликвидируют заменой прокладки, постановкой хомута из листовой стали по площади наружной окружности фланцев и подтягиванием гаек болтов.

При замене прокладки необходимо тщательно очистить фланцы и промазать их торцевые поверхности маслом с графитовым порошком или суриком (белилами).

Прокладки, применяемые для уплотнения трубопроводов, могут быть металлическими и неметаллическими. К первым относятся прокладки, изготовленные из красной меди, в отдельных случаях из латуни и бронзы. Прокладки вырубаются из листов металла или свиваются из проволоки и пропаиваются.

Эксплуатация электрогидравлических рулевых машин должна производиться в строгом соответствии с инструкцией завода-изготовителя. Жидкостью для гидравлической рулевой машины обычно является минеральное масло, не содержащее смолистых веществ, механических и химических примесей и обладающее достаточно длительным индукционным периодом1, характеризующим его стабильность.

Марка масла должна соответствовать инструкции или указаниям службы судового хозяйства пароходства. В качестве рабочей жидкости в плунжерных машинах применяют следующие масла: веретенное АУ по ГОСТ 1642—75, АМГ по ТУ МНП-457— 53, трансформаторное по ГОСТ 982—68, индустриальное № 20. Инструкции по обслуживанию электрогидравлических рулевых машин различных конструкций обычно предусматривают применение масел с вязкосАю от 33 до 12 условных градусов при температуре 50°С. В гидроусилителях малой мощности для большей четкости их работы, повышения чувствительности рекомендуется применять масла с малой вязкостью типа веретенное АУ.

В отечественных электрогидравлических рулевых машинах применяют масло турбинное 46 по ГОСТ 3253—73 с вязкостью 44—48 условных градусов.

Смену масла необходимо производить полностью после про-мывки системы. Наиболее высококачественные масла (сохраняющие длительное время свои свойства) меняют через два года или через 10 000 ч работы системы. Индустриальные масла, относительно быстро теряющие свои свойства под влиянием температуры и мятия в гидравлических системах, не рекомендуется применять в системах с насосами регулируемой подачи. Частичная смена масла с добавлением свежего неработавшего масла экономически нецелесообразна, так как индукционный период свежего масла в связи с каталитическим влиянием продуктов, содержащихся в старом масле, будет уменьшаться и масло становится некачественным. Нельзя смешивать минеральные и растительные масла, так как при этом образуется густой осадок, повышающий вязкость масла и создающий дополнительное сопротивление в системе.

При работе гидравлических машин необходимо следить, чтобы вязкость масла чрезмерно не уменьшалась, так как при понижении вязкости резко ухудшается его смазывающая способность, что вызывает повышенный износ главных деталей насоса, перекачивающего масло.

Затем систему ги равлической рулевой машины заполняют маслом в соответстви с инструкцией, так как порядок заполнения определяется особе ностями конструкции.

Основные операции при заполнении гидра лической машины маслом следующие:
1) заполнение свежим маслом, тщательно профильтрованны наполнительного бачка до метки на указательной колонке;
2) открытие клапанов для сообщения всех частей рулевой м шины, которые надо заполнить маслом, а также воздушных кр ников;
3) заполнение системы маслом самотеком при помощи насос приводимого в движение вручную, или до появления масла чере воздушные краники. Как только через эти краники станет вых дить масло без пузырьков воздуха, их закрывают;
4) для удаления оставшегося в системе воздуха переходят н ручное управление (ручной привод насоса) и вращением насос удаляют его через воздушные краны;
5) медленное перекачивание масла сначала в одном, затем противоположном направлении периодическим открытием воздуш ных краников содействует появлению в них масла без пузырько воздуха. Для выпуска воздуха из самих НРП их проворачиваю вручную около 2 мин каждый, после чего выпускают воздух и насоса через воздушные краны (пробки);
6) заполняя систему, следят, чтобы уровень масла в напол нительном бачке для предотвращения засасывания воздуха в систему не понижался ниже обозначенной метки.

Проверка гидравлической машины перед пуском заключается помимо обычного внешнего осмотра и контроля за прочностью соединения отдельных ее деталей, также в проверке положения всех клапанов, пробок, кранов и золотников, которые должны быть установлены согласно инструкции. Особенно внимательно осматривают перепускные и предохранительные клапаны, которые в неработающей машине не должны пропускать жидкость.

Для проверки исправности основного и запасного насосов их поочередно включают на малую скорость и перекладывают руль то на один, то на другой борт, получив предварительно подтверждение с мостика о том, что «за кормой чисто». При перекладке руля обращают внимание на давление, развиваемое насосами, и своевременность срабатывания концевых выключателей в крайних положениях руля. Необходимо проверять исправность запасного ручного привода и сверять показания аксиометров. Особенно внимательно надо следить, чтобы не было пропусков масла в системе рабочей жидкости.

После подготовки гидравлической машины к пуску и проверки ее работы пуск производят следующим образом.
1. Подключают рабочий насос к системе рабочей жидкости (гидравлической машины), предварительно убедившись, что руль находится вдоль диаметральной плоскости.
2. Включают управление насосом рулевой машины от электрического управления.
3. Включают в действие тот из постов управленияю
4 Пускают в ход электродвигатель, подключенный к системе рабочего насоса.

Работающую гидравлическую рулевую машину осматривают, следя за смазкой по температуре трущихся частей, давлением рабочей жидкости в системе, уровнем масла в расходных цистернах При длительной непрерывной эксплуатации гидравлической машины попеременно включают в работу оба насоса (регулируемой подачи) и оба ПУ1-2 (если они имеются).

Останавливают машину в следующем порядке. Сначала перекладывают руль в среднее положение (вдоль диаметральной плоскости) и останавливают электродвигатель. Далее осматривают все детали машины, чтобы выявить и устранить все неисправности до следующего ее пуска в действие. Если машина будет стоять более месяца, то все наружные полированные и неокрашенные части машины смазывают тавотом с белилами или маслом, а трущиеся части — маслом, так как ^доступ к ним масла из смазывающих устройств и масленок прекращается. Контрольно-измерительные приборы, имеющиеся на гидравлической машине, для сохранности снимают и хранят в сухом теплом помещении.

При эксплуатации рулевых машин могут встретиться следующие неисправности:
1) недопустимое вытягивание штуртроса в результате редкого наблюдения за талрепами и другими устройствами, поддерживающими его натяжение;
2) слабина в соединениях отдельных узлов рулевого устройства (редукторах, передачах, подшипниках);
3) утечки масла из подшипников и коробок передач;
4) увеличение бокового зазора в зубчатом зацеплении цилиндрической шестерни и зубчатой рейки (сектора, аксиометра). Величина зазора должна быть не более 0,5 мм;
5) ослабление посадки штурвального колеса на вал;
6) заедание штуртроса в направляющих роликах;
7) разрывы отдельных проволок троса штуртросовой проводки (допускается не более 10% на длине, равной восьми диаметрам троса).

У работающих гидравлических рулевых машин встречаются следующие характерные неисправности.

1. Выход из строя одного главного насосного агрегата.

В случае неисправности или аварии с НРП или его электро-Риводом, или с трубами, соединяющими насос с главной клапаном коробкой, с приводными шестеренчатыми насосами или с

Дроусилителем насоса, необходимо выполнить следующее: не-

Дленно остановить электродвигатель насоса, закрыть на глав-сти Клапанн°й коробке разобщительные клапаны насоса, произве-

пУск электродвигателя резервного насоса регулируемой подачи, открыв клапаны этого насоса к главной клапанной коробке (если они были закрыты). Все переключения и переходы на дуд, лирующие и аварийные агрегаты должны производиться в стр0^ гом соответствии с таблицами переключений клапанов системы и инструкцией завода-изготовителя.

При ремонте насосов регулируемой подачи необходимо обра. щать особое внимание на точность выполнения ремонтных работ и особенно на взаимную пригонку тех узлов, от точности сборки которых зависят утечки рабочей жидкости из насоса. Особенно тщательно должны быть выполнены пригонка (притирка) плунжеров в цилиндрах ротора насоса и посадка ротора на втулку оси. Диаметральные зазоры в соединении таких пар для насосов должны быть не более 0,02 мм.

2. Выход из строя электрического управления насосами.

В этом случае необходимо отключить электрическое управление и перейти на ручной привод насоса регулируемой подачи.

3. Выход из действия прибора управления ПУ1-2.

В этом случае руководствоваться инструкцией по обслуживанию электрооборудования.

4. Выход из строя обоих приборов управления ПУ1-2.

В этом случае необходимо перейти на ручное управление от штурвала ручного управления.

5. Выход из строя цилиндра привода к баллеру.

В случае повреждения одного из цилиндров привода к баллеру или трубы, сообщающей этот цилиндр с главной клапанной коробкой, необходимо произвести отключение не только поврежденного цилиндра, но также и второго цилиндра, смежного с ним или противолежащего, для чего закрывают на главных клапанных коробках разобщительные клапаны поврежденного цилиндра и смежного с ним цилиндра и открывают на главных клапанных коробках перепускные клапаны этих цилиндров. Переключение клапанов главных клапанных коробок во всех случаях производят, руководствуясь таблицей завода-изготовителя электрогидравлической рулевой машины.

6. Приводной шестеренчатый насос системы управления не подает масло в гидроусилитель.

При работе с холодным маслом (при запуске насоса после длительного перерыва) может случиться, что шестеренчатый насос для питания гидроусилителя не сможет всасывать масло из расходной цистерны вследствие резкого увеличения вязкости масла.

Для устранения этой неполадки необходимо переключить приводной шестеренчатый насос посредством клапана с расходной цистерны на резервную для заполнения маслом его всасывающего трубопровода и после того, как манометр покажет давление 10 кгс/см2, вновь соединить этот насос с расходной цистерной. При нагреве масла выше 30 °С следует включить маслоохладители.

7. Выход из строя фильтра.

При работе рулевой машины фильтры могут засориться. Вывернув спускную (предварительно закрыв доступ масла к фильтру) и слив масло из корпуса фильтра, разбирают фильтр и промывают его Метки. После очистки фильтр собирают, обращая внимание на правильное расположение сеток и дисков, и приводят в рабочее состояние, для чего ввертывают спускную пробку и сообщают фильтр с магистралью.

8. Передвижение прессов рулевой машины с неравномерной скоростью (толчками) и шумами в гидравлической части. Причиной этой неисправности является попадание воздуха в систему, который удаляют через воздушные краники при прокачивании рабочей жидкости.

9. Рулевая машина перекладывает руль на борт на угол меньше предельного вследствие нарушения регулировки сервомотора.

10. Рулевая машина не перекладывает руль вследствие неисправности насоса, механической части управления насосами в посту управления, а также отсутствия рабочей жидкости в системе машины.

11. Рулевая машина перекладывает руль только на один борт, не возвращая его в среднее положение.

Причиной этого может явиться неисправность клапанов на ветви кольцевого трубопровода гидравлической машины. При эксплуатации рулевого устройства необходимо также следить (по отметке на втулке, связанной с корпусом судна, и самом секторе) за скручиванием баллера. При наличии угла скручивания более 4° наблюдение за ним должно быть усилено. Если угол скручивания меньше 7°, то с разрешения Регистра СССР руль может быть допущен к дальнейшей эксплуатации. Если же угол скручивания составляет 7—15°, сектор (румпель) следует с разрешения инспектора Регистра СССР пересадить на новую шпонку или фигурную смещенную. Выход судна в море без такой пересадки запрещается. При угле скручивания 15° и более баллер подлежит заводскому ремонту или замене.

При неустраненных дефектах рулевой машины выход судна в море запрещается.


Читать далее: