Эксплуатационные характеристики земснарядов


Категория Эксплуатация дноуглубительного флота

К производственным остановкам относятся: установка земснарядов на месте работы, сборка каравана для буксировки и перехода своим ходом) на очередной объект, перекладка рабочих якорей, перезаколка свай, смена шаланд, перевод плавучего грунтопровода, переход с траншеи на траншею и с серии на серию, перенос берегового грунтопровода.

Уменьшение потерь времени на производственные остановки составляющие около 9% навигационного времени, может быть осуществлено совершенствованием технологии производства дноуглубительных работ, повышением качества судов, обслуживающих земснаряды при перекладке якорей, сокращением времени на установку и сборку земкараванов, смену шаланд.

Периодические остановки земснарядов состоят из потерь рабочего времени на пропуск транспортных судов и плотов, очистку грунтовых путей и техническое обслуживание.

Периодические остановки имеют тенденции к росту и в общей сложности составляют около 15% от навигационного времени пребывания земснарядов на плесе. При росте грузонапряженности водных путей увеличивается количество пропусков судов и плотов. Скорости ухода земснарядов с судоходной прорези сохраняются стабильными, так как у современных земснарядов скорости наматывания папильонажньис канатов на барабаны лебедок составляют 20—25 м/мин, а скорости подъема черпаковых рам 1,5—1,6 м/мин. Сокращение времени на пропуск судов может быть достигнуто увеличением скоростей выбирания папильонажных и рамоподъемных канатов. Это связано с конструкцией передаточных механизмов лебедок.

Время на очистку грунтовых путей зависит от способов их очистки. Внедрение гидравлических и механических устройств для очистки решеток всасывающих наконечников землесосных снарядов сводит потери времени к минимуму.

Время на перестановку земснарядов с переката на перекат зависит от скорости их буксировки и расстояния. В соответствии с нормами технической инструкции по производству землечерпательных работ скорость буксировки вверх против течения принята 75 км/сут, а вниз по течению —180 км/сут. Потери времени на буксировки составляют 8%.

Для ускорения буксировки земснарядов можно применять более мощные буксирные суда, сопоставив затраты на ускорение буксировки с экономическим эффектом, получаемым от сокращения простоев земснарядов.

Крупные земснаряды, оснащенные движителями, своим ходом перемещаются с одного объекта работ на другой. Эти снаряды имеют большое преимущество перед несамоходными снарядами: полностью исключается время на ожидание буксира. Судовая энергетическая установка земснаряда, используемая для привода черпаковой цепи, механических или гидравлических рыхлителей грунта, в ходовом его режиме переключается на привод движителей.

Случайные остановки земснарядов обычно связаны с туманами, сильным волнением на водохранилищах и другими причинами внешнего характера. Они в среднем составляют, около 3% навигационного времени.

Коэффициент использования земснарядов всех типов на внутренних водных путях по технической производительности по многолетним данным колеблется в пределах 0,716—0,750, в среднем Кп = 0,735.

В основном использование земснарядов всех типов и назначений по технической производительности зависит от условий эксплуатации: плотности, глубины извлечения и засоренности грунтов, технологии производства дноуглубительных работ.

Техническую производительность земснарядам устанавливают при проектных оптимальных условиях работы (извлечения и транспортирования грунта), и паспортных технических данных специальных устройств и судовых энергетических установок. Основанием для установления технической производительности служат данные актов производственно-теплотехнических испытаний земснарядов, проведенных в оптимальных условиях, и фактические отчетные данные по достигнутой производительности серийных земснарядов за навигацию. Техническая производительность землесосных снарядов, как правило, устанавливается по легкому песчаному грунту, а по многочер-цаковым снарядам — по плотному глинистому грунту в соответствии с проектным усилием резания на режущую кромку черпака 30—40 кН/м.

Для определения расчетной производительности земснарядов при работе на плотных грунтах вводят коэффициент для снижения производительности с учетом рода грунта. Чтобы земснаряды могли эффективно работать в проектных условиях (землесосные с мощными механическими рыхлителями грунта, многочерпаковые земснаряды), прочность деталей их рабочих устройств, копров, башен, корпусов и других элементов судов эассчитывают на нагрузки, воспринимаемые ими при эксплуатации в тяжелых грунтовых условиях.

В целях увеличения производительности землесосных снарядов необходимо стремиться к повышению насыщения пульпы грунтом, применяя для извлечения конкретных грунтов; соответствующие их плотности грунтозаборвые устройства и технологию разработки.

Для извлечения песчаных грунтов всех классов эффективными являются щелевидные всасывающие наконечники с гидравлическими рыхлителями грунта и наконечники экранного типа с принудительным подводом грунта; для извлечения гра-велистых и глинистых грунтов эффективны грунтоприемники с механическими рыхлителями грунта открытого и плужного типов. При работе землесосных снарядов с механическими рыхлителями грунта папильонажным способом со всеми видами грунтов повышается полезная производительность и снижается, время на разработку перекатов благодаря увеличению толщины полезного для уменьшению запаса на неровность выработки. Кроме этого, повышается часовая производительность в; сравнении с траншейным способом из-за сокращения потерь, времени на производственные остановки.

При наличии резерва мощности у черпаковых приводов производительность многочерпаковых земснарядов часто повышают увеличением вместимости черпаков. Применение демонтируемых вставок черпаковых рам дает возможность работы с различными глубинами черпания при наполнении черпаков с коэффициентом, близким к единице. Скорость черпаковых цепей имеет первостепенное значение при повышении производительности земснарядов. Повышение скорости часто лимитируют два фактора: опорожнение черпаков и повышение вибрации башни черпакового привода и связанных с ней элементов корпуса. Применением механического воздействия на грунт Для ускорения опорожнения черпаков и усилением прочности корпусов и черпаковых башен создаются условия для повышения скорости черпаковой цепи.

Улучшение использования земснарядов по времени и технической производительности является основной задачей комсостава земснарядов, технических участков пути, служб пути, ССХ (OCX) бассейновых управлений пути и управлений судоходных каналов. Положительные результаты работы в этом направлении зависят от повышения надежности эксплуатации земснарядов, улучшения их технического использования и технического обслуживания, хорошего технического содержания, совершенствования технологии производства дноуглубительных работ, улучшения качества проектирования и строительства новых земснарядов, проведения модернизации рабочего оборудования и внедрения современных, наиболее эффективных средств автоматизации технологического процесса дноуглубления.


Читать далее:

Категория Эксплуатация дноуглубительного флота