Двигатели типа Д6


Категория Судовые дизели

Отечественные быстроходные дизели типа Д6 встречаются на флоте на многих судах как в качестве главных, так и вспомогательных двигателей. В марки этих дизелей могут входить буква, означающая, что двигатель имеет алюминиевый блок, и буква Л — двигатель левой модели.

Двигатель ЗД6 имеет несущий картер, который крепится к судовому фундаменту двумя лапами кожуха маховика и носовой балкой. Под картером расположен силуминовый поддон. Коренные подшипники со стальными вкладышами и с заплавкой из свинцовистой бронзы выполнены на подвесках.

Блок цилиндров крепится к картеру вместе с головкой двигателя анкерными шпильками, ввернутыми в картер.

Рис. 1. Поперечный разрез двигателя 44 10,5/13

Впускных и выпускных клапанов на каждый цилиндр по одному. Привод их штанговый, толкатели плоские, распределительный вал изготовлен заодно с кулачковыми шайбами. Впускных коллекторов с воздушными фильтрами два: по одному на каждую головку, выпускной коллектор один.

Топливная система двигателя с поршневым саморегулируемым подкачивающим насосом и с блочным стандартным золотниковым насосом в.д. Форсунки штифтового типа или с плоской посадкой иглы. Топливный фильтр войлочный.

Система смазки с мокрым картером. Масляный насос шестеренный, фильтр бумажный, холодильник диафрагменный. Двигатели выпуска последних лет имеют масляную центрифугу.

Расширительный бак системы охлаждения навешен на двигатель. Насос забортной воды лопастной самовсасывающий, внутреннего контура — вихревой. Водяной холодильник трубчатый.

Пуск двигателя осуществляется электростартером. Для облегчения пуска установлены запальная спираль и декомпрессионное устройство с валиком.

На теплоходах на подводных крыльях в качестве вспомогательных устанавливаются двигатели ряда 4 8,5/11 с цилиндровой мощностью 5 л. с. По конструкции они в основном подобны дизелям Ч10,5/13.

Двигатели 64 12/14. Отечественные двигатели 64 12/14 имеют ряд модификаций. В качестве вспомогательных выпускают двигатели К-457 (с правым расположением поста управления) и К-958 (с левым расположением поста). Как главный находит применение двигатель с газотурбинным наддувом К-166, поставляемый с реверс-редуктором.

Двигатели К-457 и К-958 развивают номинальную мощность 80 л.с. при 1500 об/мин. Средняя скорость поршня у них 7 м/с, порядок работы цилиндров 1—5—3—6—2—4. Гарантийный расход топлива 180 г/(л.с.-ч), масла 6,3 г/(л.с. -ч). Двигатели К-166 развивают мощность 145 л.с. при 1500 об/мин, расход топлива 185 г/(л.с.-ч), масла 4,7 г/(л.с.-ч).

У двигателя К-457 блок-картер чугунный несущий, с чугунными втулками цилиндров и со сварным поддоном. Головки цилиндров блочные: одна головка на два цилиндра. Поршни 8 с вихревой камерой выполнены из алюминиевого сплава (у двигателей К-150 вихревая камера находится в головке цилиндра). Шатун с двутавровым стержнем. Поршневой подшипник образован бронзовой втулкой, кривошипный — вкладышами из биметаллической ленты. Масло поступает в поршневой подшипник из кривошипного по осевому каналу стержня шатуна. Коленчатый вал уложен в подшипниках с вкладышами из биметаллической ленты.

Впускных и выпускных клапанов у каждого цилиндра по одному, привод их штанговый. Кулачковые шайбы выполнены заодно с распределительным валом. Впускной и выпускной коллекторы общие для всех цилиндров.

Топливная система с поршневым саморегулируемым подкачивающим и блочным стандартным золотниковым насосами. Перед подкачивающим насосом включен фильтр грубой очистки, после него — бумажный фильтр тонкой очистки. Форсунки однодырчатые с плоской посадкой иглы.

Смазка осуществляется по схеме с мокрым картером. Масляный насос шестеренный. Очищается и охлаждается масло в сетчатом фильтре-холодильнике, параллельно которому включена реактивная масляная центрифуга.

Система охлаждения двигателя имеет лопастной самовсасывающий насос забортной воды и центробежный насос внутреннего контура. Водяной холодильник трубчатый. Расширительный бак оборудован терморегулятором.

Рис. 2. Поперечный разрез двигателя 64 12/14

Двигатель пускается электростартером или воздухом давлением 60 кгс/смг. Пусковые клапаны цилиндров автоматические, воздухораспределитель общий дисковый.

Двигатели СКЛ. На многих теплоходах в качестве вспомогательных устанавливают двигатели комбината СКЛ. Большинство из них встречаются и как главные в сочетании с реверс-редуктором.

В прошлом комбинат поставлял двигатели типа НФД24 (Ч 17,5/24) е четырех- и шестицилиндровом исполнениях, с цилиндровой мощностью 25 л.с. при 750 об/мйн. В настоящее время он выпускает двигатели 6НФД26/20А-Л2 и 6НФД26А-3.

Двигатели 6НФД26/20А-Л2 (6ЧН 20/26-2) развивают мощность 662 кВт (900 л. с.) при 1000 об/мин со средним эффективным давлением 16,53 кгс/см2 и скоростью поршня 8,67 м/с. Давление сжатия 35 кгс/см2, давление сгорания 130 кгс/см2. Расход топлива 217 г/(кВт-ч) [160 г/(л.с.-ч)].

Двигатели 6НФД26А-3 (64Н 18/26-3) мощностью 287 кВт (390 л. с.) при 1000 об/мин имеют среднюю скорость поршня 8,66 м/с, степень сжатия 12,5, расход топлива 224 г/(кВт-ч) [165 г/(л.с.-ч)]. Поперечный разрез двигателя дан на рис. 3.

Рис. 3. Поперечный разрез двигателя НФД26А-3

Фундаментная рама, блок-картер, втулки цилиндров и индивидуальные крышки чугунные. Поршень из алюминиевого сплава имеет три или четыре уплотнительных и два маслосъемных кольца. Шатун круглый, поршневой подшипник образован бронзовой втулкой. Коленчатый вал цельный. Рамовые и кривошипный подшипники с сталебронзовыми вкладышами. На переднем конце вала установлен силиконовый демпфер.

Впускных и выпускных клапанов у цилиндров по одному. Привод их штанговый, заключенный в кожух.

Распределительный вал с насаженцыми кулачковыми шайбами. Наддув импульсный, выпускные и наддувочный коллекторы расположены с разных сторон двигателя.

Топливная система с поршневым саморегулируемым подкачивающим и блочным стандартным высокого давления насосами. Фильтр бумажный, форсунки многодырчатые. Регулятор всережимный прямого действия.

Система смазки с мокрым картером. Масляный насос шестеренный, фильтр сетчатый с магнитной приставкой. Имеется частично-поточная центрифуга. Масляный холодильник трубчатый с терморегулятором. Насосы охлаждения центробежные, водяной холодильник трубчатый.

Пуск двигателя воздушный, но может быть и стартерным.


Читать далее:

Категория Судовые дизели