Два больших морских туристских катера „Эксплорадор" и „Ривьера"


Категория Спортивные катера

Если окинуть критическим взглядом большое количество серийно строящихся туристских катеров, то становится очевидным влияние совершенно различных деловых принципов. Чтобы победить в конкурентной борьбе и добиться лучшего сбыта своей продукции, катеростроители стремились развивать конструкции катеров по принципу возможно большего увеличения полезной площади и мощности двигателей в данных размерениях катера. Но идеи многих заказчиков не всегда совпадали с этими принципами, и потому немало катеров строились столь короткими и перегруженными, что пользование ими ограничивалось (недоставало свободной площади палубы, не было возможности разместить людей в каютах). Однако не все владельцы катеров думали так, и это видно по расположению 10-метрового туристского катера «Диана». Несмотря на значительную длину, катер имеет только два или четыре спальных места.

Туристский катер «Эксплорадор», несмотря на свою достаточно высокую стоимость, завоевал признание широкого круга любителей водно-моторного спорта и туризма. В решении вопросов общего характера конструкции катера исходными были два положения: во-первых, построить возможно больший катер который мог бы обслуживаться самим владельцем; во-вторых, выявить оптимальные обводы, которые при длительных путешествиях обеспечили бы экономичную эксплуатацию катера. Насколько многократно строившийся «Эксплорадор» оправдал эти ожидания, видно из нижеследующего.

Пристань уругвайского курорта Пунта-де-Эсте была переполнена парусными и моторными яхтами. К тому же курорт — одно из самых привлекательных мест, с великолепными пляжами и якорными стоянками для яхт. Здесь стояли два катера, приблизительно равные по своей вместимости, но воплощающие совершенно противоположные принципы проектирования: спортивно-туристский катер из серии «Эксплорадор» наибольшей длиной 14,2 м, шириной 3,2 м и катер, построенный по американскому образцу, длиной 11,5 м, шириной 3,65 м.

Более длинный и узкий катер был оснащен двумя двигателями, каждый мощностью по 90 л. е., с редуктором (между двигателем и гребным валом), имеющим передаточное число 2:1, На более ооотком катере были установлены два двигателя по 140 л. е., «ез редуктора. Первый катер характеризовался круглоскулыми бводами и острой носовой оконечностью, а более короткий второй имел V-образные обводы, соответствующие его скорости, и к тому же полные носовые обводы.

Рис. 1. «Эксплорадор». Этот изящный 14-метровый быстроходный туристский катер отлично зарекомендовал себя во время эксплуатации в районе Ла-Платы и на побережье Южной Атлантики. Он оборудован мотором незначительной мощности, но благодаря удлиненным обводам подводной части ему присущи хорошие мореходные качества.

Владелец второго катера, уважаемый всеми летчик-спортсмен, захотел отвести свой катер в Буэнос-Айрес. Переход должен был в летний сезон.

Рис. 2. Мореходный 14-метровый быстроходный туристский катер «Эксплорадор». Такие катера в большом количестве строились на верфи автора книги с 195Э по 1960 г. и эксплуатировались на больших реках, а также в Южной Атлантике длиться в среднем 22—25 ч, в зависимости от ветра и погоды. Для безопасности летчик пригласил моториста верфи-строителя из Буэнос-Айреса и попросил разрешения на то, чтобы его катер отправился в сопровождении «Эксплорадора».

Мы всегда отдаем предпочтение ночным переходам. Оба катера в 10 ч вечера, в полной темноте, снялись с якоря. С большой скоростью, при небольшом волнении на море, катера пошли в ночной прохладе к берегам Ла-Платы. Миновали Монтевидео. Эстуарий реки достигал в ширину почти 80 км. В предрассветных сумерках никто не имел желания браться за приготовление пищи, потому что ночью волнение на море увеличилось и стало слегка штормить. Обе моторные яхты в течение ночи шли, держась на небольшом Расстоянии одна от другой. Нас интересовало, в равной ли мере испытывали качку эти два столь различных катера в условиях одного и того же волнения на море? В первой половине дня погода изменилась, волнение уменьшилось. На «Эксплорадоре» заработал камбуз, а когда наступило время обеда, мы даже сели за стол и смогли съесть суп из полузаполненных тарелок. Правда, иногда это выглядело угрожающим, потому что нам приходилось балансировать тарелками, но все мы, четверо, были в хорошем настроении и могли, прободрствовав всю ночь, наслаждаться едой.

Более широкий и короткий катер браво продвигался вперед держась от нас на расстоянии около 100 м. Переход продолжался“ однако мы не заметили, чтобы на борту другого катера велись какие-либо приготовления к обеду. Наконец с наступлением темноты оба катера прибыли в конечный пункт и мы взяли на борт нашего моториста. При разговоре с мотористом обнаружилось:

1. Нам завидовали, что мы смогли приготовить еду и поесть за столом. На более коротком и широком катере этого нельзя было сделать из-за волнения моря.

2. Не меньше завидовали и нашему оживленному разговору. Объяснение простое: на сопровождаемом катере двигатели были установлены недостаточно хорошо, кроме того, они работали при большой частоте вращения. В результате экипаж страдал от шума. «Эксплорадор», напротив, шел настолько бесшумно, что на наружном посту управления работа двигателей была чуть слышна.

3. Расход топлива на «Эксплорадоре» в продолжение всего перехода оказался очень небольшим — 568 л. Сопровождаемый же катер, несмотря на равную скорость и одинаковое время перехода, сжег около 1000 л. Почему? С одной стороны, сказалось уменьшение к. п. д. гребного винта, так как отсутствовал редуктор. С другой стороны, короткий и широкий катер имел большее сопротивление.

Такой разительный контраст выявляется нередко, но наблюдать его столь отчетливо удается не часто. Многие обстоятельства благоприятствовали длинному катеру и причиняли вред короткому 44. Если бы погода способствовала увеличению скорости, различия не выявились бы столь ощутимо. Так называемая мягкая остойчивость круглоскулых (округлых) катеров превосходила жесткую остойчивость катеров, имеющих остроскулые обводы. При равных углах крена для круглоскулого катера характерна плавная качка, для остроскулого — резкая. Это, однако, зависит не только от типа обводов, но и от взаимного расположения центров тяжести катера и объема вытесненной воды. Указанный переход на катерах осуществлялся до введения в практику проектирования глубоких V-образных обводов; у наших катеров были «безударные» обводы с остроскулыми шпангоутами. Неудачной оказалась установка двух мощных двигателей без редукторов на коротком катере. К сожалению, это нельзя было устранить без значительной перестройки.

Схема общего расположения и устройства туристского катера «Эксплорадор» показана на рис. 1. На катере предусмотрены две каюты, а между ними — помещение, служащее рулевой рубкой. В каждой каюте имеется туалет. Прямо у трапа расположен камбуз, к которому подведена холодная и горячая вода. r камбузе установлен холодильник. Излюбленным местом отдыха катере является наружный пост управления, откуда откры-НЗется прекрасный обзор и где одновременно можно хорошо варыться от ветра. Палуба по всей длине судна ограждена леером. Большая рулевая рубка имеет два больших открытых выхода, оторые могут закрываться брезентом со вставленными окнами съемным тентом). Такое расположение отлично оправдало себя на практике. В рубке находится обеденный стол на 6—7 человек, при пользовании которым большие выходы открывают. Спасательная шлюпка закреплена на шлюпбалках в корме. У такого расположения много преимуществ: шлюпка совсем не занимает места на палубе, легко спускается со шлюпбалок и снова может быть быстро поднята. Во многих гаванях, в том числе и в Пунта-де-Эсте, где суда упираются кормой в набережную, шлюпбалки могут без труда убираться. Не опасны для шлюпбалки и самые сильные летние штормы, и волнение на море при силе ветра до восьми баллов.

В приведенном ниже сопоставлении мощности, скорости и расхода топлива указана экономическая скорость плавания. Чтобы создать хороший катер с дизельной машинной установкой, нужно наиболее полно оборудовать его и обеспечить ему высокую мореходность. Необходимо также сохранить в этом катере надежность и основные эксплуатационные данные катера длина которого на 4 м меньше, в первую очередь его ходкость при умеренной мощности главных двигателей. Размерения быстроходного катера «Ривьера» пригодны для спортивно-туристских переходов на большой скорости в районе морских побережий, а также для непродолжительных прогулок с большим числом гостей. Сочетание обводов и умеренной мощности энергетической установки выявляется в таких преимуществах, как незначительные вибрация, шум и волнообразование.

Рис. 3. «Ривьера». Большой быстроходный моторный катер. Создан по принципу постройки «Эксплорадора». Вследствие больших размерений имеет полностью закрытую палубную кают-компанию, без внутреннего поста управления. Внешний пост управления защищен съемной или постоянной крышей.

У туристских катеров подобных размеров наружный пост управления может быть защищен при помощи съемной или постоянной крыши. Такая крыша над постом управления показана пунктиром на рис. 3. Ввиду преимуществ поста управления на мостике внутренний пост в большинстве случаев не используется.

На мореходных спортивно-рыболовных катерах надстройка приобретает вид многоярусной «тунцеловной башни».

Между тем часто наблюдается, как нормальные двигатели меняют на более мощные, увеличивают мощность дизель-генеторов, емкость аккумуляторов и объем всего оборудования. При этом ход катера сопровождается очень интенсивным волнообразованием.

Перегрузки можно наблюдать у катеров всех размеров, начиная от пятиметрового катера с подвесным мотором и до большой моторной яхты, причем тихоходные катера меньше страдают от перегрузок, чем быстроходные.

Если катера имеют легкую конструкцию, то это нив коей мере не свидетельствует о ее недостаточной прочности или сокращенном сроке службы, а только означает, что все узлы и их расчетная нагрузка должны назначаться с учетом такой конструкции.

При постройке катера, размеры которого соответствуют размерам моторной яхты «Ривьера», предпочтение отдается деревянному корпусу, а не металлическому 45. Выполнение корпусов из стеклопластика не оправдало себя ввиду высокой стоимости подготовки к постройке и изготовления матрицы. Оно будет невыгодным до тех пор, пока одновременно не смогут изготовлять 8—10 таких корпусов. Легкий металл — наиболее приемлемый материал для конструкций, ко стоимость его слишком высокая.

На катере «Ривьера» салон-рубка крытая, но окна вполне Достаточны для хорошего обзора. За большим обеденным столом предусмотрены места для 8—9 человек. Несколько впереди по левому борту оборудован просторный камбуз, причем холодильник камбуза стоит на правом борту.

Рис. 4. Мореходный быстроходный спортивно-рыболовный катер с так называемой «туицеловной башней». Эта модель «Стрикер-44» имеет длину 13,4 м, ширину 4,8 м. В качестве двигателей использованы два дизеля «Камминс» мощностью по 185 л. с. каждый или два дизеля QM по 215 л. с. Корпус судна и надстройка выполнены из легкого металла.


Читать далее:

Категория Спортивные катера