Дороги в океане


Категория Парусная система

Мореплаватели научились использовать свойства постоянных ветроз, открыли законы этого, казалось, самого «беззаконного» явления природы и стали прокладывать пути парусных кораблей в наиболее выгодных для плавания районах океана.

В самые древние (античные) времена мореплавание было прибрежным, каботажным. Корабли шли как бы «привязавшись» к берегу, все время имея его в виду. Моряки боялись оторваться от берега, так как не умели ориентироваться в безбрежных водах морей и океанов. Посмотрите на карту Черного моря. Насколько удлинялись пути кораблей древних греков в Таврию или в Колхиду. Как долго пришлось плыть Одиссею или аргонавтам за «золотым руном» вдоль берегов Северного или Южного Причерноморья.

Когда португальцы впервые вышли на «большую океанскую дорогу» и обогнули Африку, чтобы достичь Индии, их плавание также было каботажным, вдоль западного выступа континента. Но вот они достигли мыса Пальмас. Казалось бы, в своем стремительном движении на юг они должны для сокращения пути идти напрямую к мысу Доброй Надежды и пересечь Гвинейский залив. Но у них не было компаса, и еще много десятков лет мореплаватели добирались до южной оконечности Африки, плывя вдоль ее побережья.

Только применение на море компаса для прокладки курса и использование звездной астрономии для определения места корабля сделали мореплавание более свободным, оторвали его от берегов. Из европейцев первым совершил прорыв в океан португальский мореплаватель Васко да Гама, проложивший курс своих кораблей от островов Зеленого Мыса прямо к южной оконечности Африки через Атлантический океан. Затем используя познания арабского лоцмана, он прошел напрямую через Индийский океан от Малинди на Восточном побережье Африки до Каликут в Индии. Во время плавания европейские моряки впервые столкнулись с мощными регулярными океаническими течениями, с огромными зонами мертвого штиля, с могучими постоянными ветрами — пассатами и муссонами. Португальцы поняли, что плавание в открытом океане может быть успешным только тогда, когда капитан корабля учитывает все эти факторы и прокладывает наиболее выгодный курс.

Чтобы проиллюстрировать тему нашего рассказа примером, обратимся к свидетельствам плавания Васко да Гамы и его последователей. Но предварительно посмотрим две карты Мирового океана. На каждой из них — густая сеть линий и стрелок, покрывающая всю поверхность океана. Это преимущественно господствующие постоянные ветры и соответствующие им течения. Как видим, ветры в океанах имеют свое устойчивое направление и каждому из них отвечает свое течение. Учет данных факторов позволял достичь цели в самое короткое время, и наоборот, игнорирование их приводило к затяжным, трудным плаваниям.

Итак, мысленно повторим путь Васко да Гамы. Выйдя из устья реки Тахо, корабли Васко да Гамы поплыли на юго-запад вдоль Африканского побережья, используя попутное Канарское течение. От островов Зеленого Мыса капитан мог бы повести свои корабли на юго-восток или прямо к мысу Доброй Надежды, или вблизи берегов Гвинеи. Но здесь им пришлось ш бороться с сильным встречным Бенгельским течением и проходить зону штилей. О трудностях плавания парусных судов по этому пути хорошо пишет голландский путешественник Линскотен (1583)- «Чем ближе мы держимся к земле, тем больше бурь, дождя, грома и штилей; так что по большей части суда не могут пройти эту полосу меньше чем за два месяца. После этого они входят в полосу ветра, который они называют «главным ветром», а ветер этот юго-восточный; но ветер этот боковой, и надо все время держаться боком к нему почти до самого прибытия к мысу Доброй Надежды. И поскольку у Бразильского берега, около 18° южной широты, находятся большие мели… чтобы не сесть на них, суда жмутся ближе к Гвинейскому берегу и. таким образом минуют их. Поэтому мореплаватели должны остерегаться подходить слишком близко к берегу чтобы избежать как штормов, так и штилей, но и не уходить слишком далеко, чтобы не попасть на мели; в этом состоит трудность путешествия в Индию» х.

Конечно, Васко да Гама не знал о мелях у берегов Бразилии, так как в то время Америка еще не была открыта, но он прекрасно осведомлен о трудностях плавания вблизи Гвинейских берегов, поэтому от островов Зеленого Мыса он смело пересек все неприятные течения и проложил маршрут своих кораблей прямо в середину Атлантического океана — почти вдоль по меридиану. Ему все время сопутствовал устойчивый ветер (бейдевинд левого галса). Дойдя почти до широты мыса Доброй Надежды, мореплаватель повернул на восток, снова используя попутное течение и ветер с кормы. Обогнув южную оконечность Африки, корабли Васко да Гамы повернули на северо-восток. Здесь им пришлось бороться с Агульясским течением, отличившимся такой силой, что в один из дней оно отнесло корабль назад. Однако им посчастливилось: «Три или четыре дня дул сильный попутный ветер, который и дал нам возможность преодолеть силу течения, а то мы уже боялись, что оно разрушит все наши планы» (из анонимного дневника участника путешествия).

Рис. 1. Ветры и течения в океанах.
1 — течения; 2 — ветры; 3 — юго-восточный (летний) муссон; 4 — северо-восточный (зимний) муссон.

Рис. 2. Основные трансокеанские маршруты парусников в прошлом веке.
1, 2 — Европа—Северная Америка; 3 — Европа — Южная Америка; 4 — Европа —Индия; 5 — Европа — Индо-Китай; 6 — Европа—Австралия — Япония; 7 — Нью-Йорк—Калифорния; 8 — Дальний Восток —Калифорния,

В проливе между материком и островом Мадагаскар корабли Васко да Гамы встретились с быстрым Мозамбикским течением, которое им удалось преодолеть только со второй попытки.

Из арабо-негритянского порта Малинди корабли Васко да Гамы повел арабский лоцман Ахмед Ибн-Маджид, использовав ставший уже обычным к тому времени маршрут в Индию. Как всегда в мае, дул попутный муссон, поэтому корабли легко и быстро пересекли Индийский океан за 23 дня, проходя в среднем 105 морских миль в сутки и показав среднюю путевую скорость за весь переход 4,5 уз.

О силе муссонных ветров и о важности выбора правильного маршрута в определенное время говорит обратное плавание Васко да Гамы. Отправившись из Индии в неблагоприятное время (конец августа), когда дули еще юго-западные муссоны, корабли вынуждены были бороться с сильным встречным ветром и затратили на тот же переход три месяца!

Таким образом, Васко да Гама сделал два важных открытия для европейцев: впервые проложил наиболее благоприятный маршрут от юго-западной точки Европы до южной оконечности Африки, а также впервые познакомил европейцев с муссонными ветрами и использованием их для плавания в Индийском океане. В последующие века этот маршрут совершенствовался другими мореплавателями. Жак-Раймон де Жирон де Гренье совершил много плаваний по Индийскому океану. Специально изучив зависимость между течениями и муссонами, он проложил более короткий и надежный путь от острова Маврикий в Индию. Путь сокращался на 2400 морских мили. Маршрутом, проложенным Васко да Гамой, сотни лет пользовались все парусные суда; в наше время этим же путем идут парусные яхты, совершающие кругосветные плавания.

Второй межконтинентальный маршрут в Атлантике проложил на трех каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья») в 1492 г. Христофор Колумб во время своего первого плавания в Америку и совершенствовал его затем при последующих плаваниях.

Покинув Испанию, Колумб взял курс на Канарские острова, а оттуда прямо на запад. В течение первых трех дней был почти полный штиль, а затем попутный ветер повлек флотилию на запад с такой быстротой, что моряки вскоре потеряли из вида Канарские острова и многие пали духом. «Чтобы не наводить на людей страх», Колумб, когда заносил сведения в судовой журнал, вынужден был преуменьшать пройденный кораблем путь. Лишь для себя, тайно, великий мореплаватель отмечал в дневнике истинное расстояние. Сила, которая влекла корабли Колумба, — это северо-восточный пассат, гнавший их в бакштаг, в сочетании с мощным пассатным течением. Маршрут был настолько удачным, что расстояние от Канарских островов через Атлантику до острова Сан-Сальвадор (около 3850 морских миль) корабли прошли за 36 дней. Средний суточный переход составил около 107 миль, а путевая скорость — 4,4 уз. Прекрасный результат даже для современной парусной яхты!

Возвращаясь в Испанию, Колумб снова выбрал удачный путь: он пошел сразу же на северо-восток, используя попутный ветер и течение. В последующих экспедициях Колумб прокладывал маршрут в Америку несколько южнее предыдущего, еще удачнее используя сочетание попутного пассата и течения. На родину он неизменно возвращался через Северную Атлантику.

Маршрутом, проложенным Колумбом, пользовались затем все парусные корабли. Он был настолько надежен и безопасен, что испанские моряки прозвали этот район Атлантики «Дамским заливом», так как управление кораблем в тропической части океана можно было доверить даже слабой женщине.

Исследования английским мореплавателем Джеймсом Куком (1728—1779) Антарктических морей и прилегающих районов океана, приведшие к открытию могучих Западных ветров и течений, были затем использованы для торгового мореплавания. Особенно часто «ревущими сороковыми» ветрами пользовались мореходы XVIII—XIX вв., совершая на клиперах рейсы в Австралию, Китай и Южную Америку. Из европейских стран, следуя по маршруту Васко да Гамы, они выходили на широту мыса Доброй Надежды, затем поворачивали на юго-восток и спускались к полосе широт 40—50°. Гонимые свирепыми западными ветрами клиперы мчались по пути, проложенному Дж. Куком. Зайдя в Австралию или Китай, взяв груз, эти корабли снова спускались до сороковых широт и даже ниже, огибали мыс Горн, заходили в Южную Америку и, завершив кругосветное плавание, возвращались по пути Колумба в Европу.

Таковы основные межконтинентальные маршруты парусных судов. Они вошли во все последующие навигационные руководства и морские карты под названием «Рекомендованные маршруты». Плавание по ним было наиболее быстрым, так как кораблям сопутствовали надежные постоянные ветры и мощные течения.


Читать далее:

Категория Парусная система