Дефекты сварки


Категория Корпуса судов

Дефекты, встречающиеся при сварке, подразделяются на: дефекты подготовки и сборки под сварку; дефекты формы; наружные и внутренние дефекты; дефекты структур, состава и свойств сварных соединений.

Дефекты подготовки и сборки под сварку представляют собой: неправильный угол скоса кромок, неправильную величину притупления, неправильную величину зазора, рванины и зарезы по кромкам, несовпадение плоскостей кромок, загрязнения на кромках.

К наружным и внутренним дефектам относятся: наплывы, подрезы, кратеры, непровары, трещины, поры, шлаковые включения.

Наплывы являются следствием неправильного режима сварки. Это несущественный дефект, но он отрицательно влияет на вибрационную прочность конструкций.

Подрезы — выемки в основном металле вдоль сварного шва, выплавляемые в процессе сварки. Подрезы являются следствием завышенного сварочного тока. При сварке тавровых швов в нижнем положении, а также при сварке в горизонтальном положении подрезы возможны при нормальных режимах. Они ослабляют сечение основного металла и могут вызвать нежелательную концентрацию напряжений. Подрезы следует тщательно заплавлять узким валиком.

Рис. 1. Принципиальная схема процесса резки металлов проникающей дугой

Кратер ы понижают прочность шва и могут явиться началом разрушения конструкций в результате местной концентрации напряжений. Заделка кратера в ответственных конструкциях обязательна.

Непровар — местное отсутствие сплавления. Причины непровара: неправильный режим сварки (малый ток, высокое напряжение, увеличение скорости сварки), неправильная подготовка под сварку, плохая зачистка перед наложением швов и пр. Непровары являются недопустимым дефектом, и швы, имеющие такой дефект, подлежат вырубке и последующей заварке заново.

Трещины в наплавленном и основном металле являются недопустимыми дефектами, требующими обязательного последующего исправления.

Поры и шлаковые включения могут являться следствием неправильно подобранных или недоброкачественных присадочных материалов, а также неправильного режима сварки. Влияние пор и включений на прочность шва зависит от их размера, количества и расположения.

Дефекты структуры сварных соединений возникают в результате нарушения технологического процесса, неправильного выбора присадочных материалов, низкого качества основного металла.

Нарушение структуры металла шва может быть исправлено последующей термической обработкой, которую можно использовать и для повышения механических свойств сварного соединения.


Читать далее:

Категория Корпуса судов