Дальнейшие возможности развития успокоителей качки


Категория Спортивные катера

Разнообразие существующих устройств для успокоения бортовой качки не исключает возможности проведения дальнейших экспериментов в этом направлении. Вместо старинных боковых килей у скулы применяют короткие и широкие стабилизаторы, известные на некоторых парусных яхтах как скуловые кили. Правда, установкой их на яхте преследуется цель уменьшения осадки, а также надежного положения яхты на грунте при ее посадке на мель. Для этой же цели скуловые кили успешно применяют на катерах, причем попутно достигается и эффект успокоения их бортовой качки.

На моторно-парусных яхтах для успокоения бортовой качки применяют выдвижной киль, обычно устанавливаемый на швертботах.

Некоторые быстроходные катера имеют на транце две транцевые плиты; если приспособить эти плиты для ручного управления, то с их помощью можно противодействовать бортовой качке.

Даже обычный руль может ограничить бортовые колебания. Известно, что искусственно можно создать бортовую качку резкой перекладкой руля с борта на борт, и наоборот, плавным управлением рулем можно оказать противодействие бортовым колебаниям. Здесь нужно умение, которое в описанном выше примере отличало рулевого С от других рулевых.

Напрашивается идея установки стабилизаторов качки, имеющих форму пера руля и управляемых вручную. Для них нашлось бы место в наиболее широкой части скулы, примерно на V3 длины по ватерлинии от кормы. Блокировкой этих стабилизаторов в направлении потока уже будет достигнуто успокоение бортовой качки. Если же обеспечить их действие при помощи рукоятки, то можно будет без чрезмерных усилий эффективно противодействовать бортовой качке.


Читать далее:

Категория Спортивные катера