Что такое протекторная защита?


Категория Катера и лодки

Электрохимическую коррозию корпуса можно предотвратить с помощью протектора — второстепенной детали или просто куска металла с более низким, чем защищаемый металл, потенциалом. В образующейся гальванической паре протектор является анодом и, отдавая свои электроны, разрушается, сохраняя тем самым основную деталь или корпус.

Наиболее подходящими протекторами для дюралюминиевых и стальных корпусов являются пластины из магния, магниевых сплавов или цинка. Важными условиями успешного применения протекторов является надежный электрический контакт с защищаемым металлом и достаточная масса протектора. В пресной воде протекторная защита обладает меньшей эффективностью, чем в морской. Схема установки и работы протектора показана на рис. 1. Здесь протектор-анод выполняется из более активного металла, чем материал защищаемого корпуса. Соединительный элемент (болт, шпилька) является электрическим проводником, а прокладка — изолятором между протектором и корпусом; — электролит — вода, обеспечивающая работу элемента. Стрелками показан путь тока.

Важно, чтобы протектор имел чистую, неокрашенную наружную поверхность. Если протектор не изолировать от корпуса, то это может привести к явлению перезащиты — коррозии металла корпуса вблизи протектора. Цинк оказывается эффективен только при высокой его чистоте (более 99,9%) или в сплаве с 1—3% магния. В противном случае протектор быстро покрывается окислами, изолирующими его поверхность от воды.

Рис. 1. Схема работы протектора (а) и установка его на корпусе лодки (б).

С условиями Контактной коррозии столкнулись владельцы мотолодок «Прогресс». Некоторое время в конструкции корпуса этих лодок использовались два разнородных металла — дюралюминиевый сплав Д16 для листов обшивки и нержавеющая сталь 1Х18Н10Т для скуловых накладок. При стоянке корпуса в воде возникала контактная коррозия, в результате которой разрушалась подводная часть дюралевой обшивки, прилегающая к скуле. Развитие коррозии уДа-лось остановить после закрепления двух цинковых протекторов с размерами 260×50×8 снаружи корпуса на бортах лодки (использовались резьбовые отверстия М10 для крепления колес) и двух протекторов размером 120×40×8, закрепленных по углам в подводной части транца.

Так как большую часть времени мотолодки личного пользования находятся на стоянке, возможно оборудование системы групповой защиты, при которой протекторы закрепляют под водой у причала, а корпуса лодок соединяют электрически с общей токопроводящей шиной. Эффективность защиты может быть повышена за счет включения в цепь источника постоянного тока, увеличивающего разность потенциалов. Протекторы в этом случае будут защищать от коррозии и металлические причальные сооружения.

Объектами протекторной защиты на металлических катерах могут быть гребной винт, обычно выполняемый из бронзы или латуни, корпуса подвесных моторов (в соленой воде), корпус судна в месте крепления к нему бронзовой арматуры — клапанов, решеток и т. п. В этих случаях протекторы часто выполняют в виде цинковых шайб, прокладок, обтекателей.


Читать далее:

Категория Катера и лодки