Что такое накипь и как ее удаляют?


Категория Справочник по дизельным двигателям

Накипь — это слой труднорастворимых и нерастворимых солей, выделяющихся из охлаждающей воды и оседающих на стенках полостей охлаждения двигателя. Причина их выделения — превращение растворимых солей в малорастворимые соединения и увеличение концентрации растворимых веществ при испарении воды. Различают следующие виды накипи: гипсовую — твердую и плотную, трудноотделимую от металлической поверхности; карбонатную, отлагающуюся в виде твердого осадка на поверхностях, у которых замедленно движение воды, а также в виде рыхлых осадков на поверхностях с интенсивным движением воды; силикатную — твердую и плотную, отлагающуюся на наиболее нагретых местах; смешанную, структура которой может быть различна. Силикатная накипь имеет очень низкую теплопроводимость и откладывается в самых теплонапряженных местах полостей охлаждаемых деталей.

Прежде чем приступить к удалению накипи, нужно сделать анализ ее состава и разработать рациональный способ ее удаления. С этой целью берут 1—2 г накипи, измельчают ее и обливают 20 см3 соляной кислоты, разбавленной водой в пропорции 1:2. Если сразу начинается бурное вскипание и выделение углекислого газа, то, значит, накипь карбонатная. В случае слабого выделения газа, без образования пены, накипь смешанная. Если же газ не выделяется и порошок не растворяется, то, следовательно, накипь гипсовая или силикатная.

Из-за трудности доступа в зарубашечные пространства механический способ очистки накипи не применяют.

Химические способы удаления накипи наиболее эффективны. Применяемые в этом случае растворы, взаимодействуя с накипью, полностью растворяют ее или настолько разрушают, что она удаляется под напором воды. Из химических способов очистки известны фосфатный, щелочной и кислотный в зависимости от вида накипи и марки металла, из которого изготовлена очищаемая деталь (чугун, силумин).


Читать далее:

Категория Справочник по дизельным двигателям