Чехлы и закрытия для малых судов


Категория Катера и лодки

Катер или мотолодку полезно хранить постоянно закрытой чехлом, особенно в умеренных широтах с частой ненастной погодой. Для открытых мотолодок типа «Казанка» и ей подобных удобен чехол, предложенный Ю. К- Симоновым. Он состоит из двух чаетей, закрывающих кокпит и ветровое стекло, и может не сниматься при выходе в плавание. В этом случае у стекла (если есть пассажир) и у транца, где сидит водитель, часть полотнища откидывается и не мешает управлению лодкой.

Чехол шьется из палаточной ткани или брезента с таким расчетом, чтобы он полностью закрывал лодку от борта до борта (с припуском 80—100 мм на сторону), а по длине в готовом виде был меньше расстояния от транца до носового комингса на 150—200 мм.

Поперечные кромки полотнища необходимо усилить, пришив к ним толстую тесьму (хлопчатобумажный ремень). Затем к кормовой кромке крепятся четыре захвата, которыми полотнище зацепляют за буртик на транце. Передняя кромка чехла крепится к носовому комингсу кокпита при помощи трех крючков и резиновых петель которые обеспечивают постоянное натяжение вдоль лоДки. Крючки вводят в отверстия в планках, закрепленных на комингсе, и разворачивают в них на 90° (фигурные отверстия можно сделать и прямо в комингсе, если он металлический).

Рис. 1. Чехол для мотолодки.
1 — покрытие кокпита; 2 — чехол на ветровое стекло; 3 — тесьма) 4 — захват кормовой, дюраль б = 2—3; 5 — крюк из прутка s 6; 6 — резиновая тяга; 7 — планки. 6 = 3; 8 — бортовой захват, дюраль 8 = 3; 9 — капроновый шнур; 10 — резиновый жгут; 11 — накладка, палаточная ткань.

Продольные кромки полотнища на бортах загибаются под буртик и закрепляются пятью-шестью парами бортовых захватов. Каждая пара этих захватов связана шнуровой растяжкой с резиновой вставкой для которых можно использовать жгут от ручного эспандера или эластичные резиновые трубки.

Чехол ветрового стекла шьется в виде палатки (полностью покрывающей его лицевую и боковые части) по выкройке, снимаемой с места. Нижние кромки подгибают и прошивают таким образом, чтобы можно было протянуть вдоль них резиновый жгут и растяжки бортовых захватов для крепления чехла к буртикам на бортах лодки.

Достоинством чехла является то, что он не требует установки на лодке каких-либо стоек. Жесткий чехол, изготовленный из кровельного железа или фанеры, часто применяют для закрытия кокпита мотолодок на зиму.

Особо тщательно нужно установить лодку на зимнюю стоянку, где она хранится в течение пяти, а иногда и более месяцев. Предварительно с лодки необходимо снять сиденья,, пайрлы, стекло, руль, освободить все рундуки и баки, тщательно очистить лодку внутри и снаружи от грязи.

Место зимней стоянки желательно выбрать, по крайней мере, на 1 м выше уровня воды в половодье. Лодку следует установить на специальные сани, лекальные кильблоки или на подкладные брусья достаточной высоты. Подпорки ставятся в местах, где обшивка подкреплена изнутри жесткой конструкцией — переборкой, усиленным шпангоутом, фундаментом двигателя.

Подкладные брусья надо располагать под районами действия сосредоточенных нагрузок (под двигателем, например) таким образом, чтобы, вес судна равномерно распределялся на все брусья. В противном случае деревянный корпус за время зимней стоянки может получить нежелательный прогиб.

Деревянное судно лучше располагать на зимовку носом на юг или юго-запад, чтобы весной солнце одинаковое время грело оба борта.

Рис. 2. Чехол из кровельного железа.

Легкие лодки хранят под навесом днищем вверх на стеллажах в два-три яруса.

Поднятое для зимнего хранения судно надо сразу же вымыть снаружи и изнутри, начиная с подводной части, пока она не успела высохнуть. Слизь, водоросли и ракушки снимают жесткой щеткой, прочный слой ракушек—мелким песком. Район ватерлинии приходится протирать ветошью с бензином или керосином, чтобы удалить с корпуса следы мазута и масла. Надводный борт и палубу обычно достаточно промыть мыльным раствором (один кусок хозяйственного мыла и 400 г соды на 10 л воды) при помощи, щеток, затем корпус следует насухо протереть вйгошью, одновременно ободрав отставшую краску и очистив пазы от выдавленной конопатки.

Тщательно убирают мусор и грязь из внутренних помещений, прочищают шпигаты, а затем моют трюм под еланями (вывинтив предварительно сливную пробку), места хранения топлива и т. п. Мыть нужно щетками, мыльно-содовым раствором до тех пор, пока не перестанет ощущаться запах бензина, масла и гнили. Бачки и цистерны, после того как из них слиты вода и остатки горючего, надо очистить от шлама и слизи.

Прежде чем укрыть каютный катер чехлом, надо обеспечить хорошую вентиляцию всех внутренних помещений и отсеков: убрать полики, открыть все рундуки и шкафчики, люки, двери, жалюзи и т. п. Если есть возможность, входные двери и крышки люков лучше оставить чуть приоткрытыми (лодложив клинья—прокладки).

Металлические дельные вещи, оставляемые на судне, очищают от ржавчины и грязи и смазывают тавотом или другой густой смазкой. Хромированные и никелированные детали покрывают аэрозольной жидкостью или тонким слоем того же тавота.

Детали с резьбой, такие, как талрепы, болты-задрайки, пробки, надо развинтить, очистить от ржавчины, смазать тавотом и графитным порошком й снова собрать.

Обязательно надо спустить воду из системы охлаждения двигателя, закрыть кингстон и заглушить выхлопную трубу, плотно укрыть моторный отсек от попадания влаги.

Осушительный насос надо разобрать, движущиеся части промыть в керосине, протереть и смазать маслом.

Особой заботы при сохранении и эксплуатации требуют ветровые стекла, изготовленные из органического стекла — СОЛ. Это стекло при определенных условиях обладит склонностью к растрескиванию — образованию микротрещин, которые делают стекло «мутным». Поэтому при установке лодки на зимнюю стоянку стекла рекомендуется покрыть клеевой пленкой следующего состава (в весовых частях): казеиновый клей (в порошке) — 100, глицерин дистиллированный (II сорт)— 40, вода— 200. Казеиновый клей надо всыпать в воду и перемешивать ее в течение 30—40 мин при комнатной температуре до получения однородной массы. Затем в полученную смесь добавить глицерин и снова тщательно перемешать. Приготовленная клеевая масса наносится на стекло мягкой щеткой в течение 3—4 ч после ее приготовления.

При снятии консервирующей пленки протирать стекло органическими растворителями нельзя. Для этой цели используется мягкая ткань, смоченная бензином «Галоша». Мелкие трещины, мешающие обзору, снимаются путем обработки поврежденного места полировочной пастой.

Судно, подготовленное к зимнему хранению, надо защитить зимой от снега и дождя, а весной — и от прямых лучей солнца. Для этой цели сооружаются укрытия, которые должны выдерживать порывы зимнего ветра и тяжелую снеговую шапку, и в то же время не препятствовать вентиляции корпуса и надстроек.

Лучше всего соорудить низкий навес, можно — один для нескольких небольших лодок. Если такой возможности нет, то его делают на самом судне. Каркас можно собрать из легких стропил, опирающихся на борта лодки, и продольной доски — конька, проходящего от форштевня до транца по этим стропилам. Свободные нижние концы стропил обычно выпускают наружу так, чтобы навес прикрывал борта и вода стекала с него на землю. Чтобы каркас не сдвинулся в продольном направлении, стропила надо раскрепить в средней части судна продольными растяжками из троса.

На каркас натягивают парусиновый чехол, либо пришивают продольные доски, а поверх них укладывают рубероид (толь), полосы которого для надежности прижимают по краям рейками. Парусиновый чехол туго обтягивают прочными концами, пропуская их под киль судна или привязывая к лееру, огибающему кольцом весь корпус под скулой. Если люверсы в чехле ненадежны, можно завернуть в парусину небольшие камни, а поверх привязать линь.

Для лучшей вентиляции полезно пристроить в носу и корме старые ведра с вышибленным дном; во всех случаях надо оставить в чехле отверстие для воздуха. С одного из бортов напротив входа в каюту можно устроить клапан: он пригодится весной, когда понадобится попадать в судно.

Деревянную лодку, даже если она перевернута, лучше прикрыть сверху парусиновым чехлом из брезента или другого материала.

Рис. 3. Устройство для зимней стоянки катера на воде.


Читать далее:

Категория Катера и лодки