Быстроходные открытые спортивные катера со стационарными двигателями


Категория Спортивные катера

В 20-х годах в Европе были распространены так называемые «Аутоботе» — открытые катера для прогулок, на которых двигатель был установлен под длинной носовой палубой. В корме размещался открытый кокпит. Многие такие катера имели Длину от 6 до 8 м, иногда до 11 м, а ширина их составляла 1,8 — «!,0 м.

Рис. 1. Два европейских быстроходных катера: слева — модель «Аристон» длиной 6,5 м, справа — модель «Акварама» длиной 8,25 м (Италия). Меньший катер имеет бензиновый двигатель мощностью 220 л. е., обеспечивающий скорость почти 70 км/ч; больший катер с двумя двигателями такой же мощности развивает скорость до 75 км/ч.

Рис. 2. Американский быстроходный прогулочный катер «Формула-233» с двумя двигателями с Z-образной передачей, каждый мощностью 120 л. с. Пластмассовый катер имеет длину 7,1 м и ширину 2,75 м. Катера серии «Формула» спроектированы Джимом Уинни и Уолтом Уолтерсом и характеризуются хорошей мореходностью.

На основе открытых катеров этих двух типов были созданы современные открытые разъездные и спортивные катера.

В настоящее время имеется много различных типов быстроходных открытых спортивных катеров. Ниже дается краткий обзор четырех из них. В качестве самого маленького катера представлен катер, носящий название «Доунзи». Его появление произвело сенсацию несколько лет тому назад не только из-за необычно малого отношения длины к ширине, но и вследствие того, что расположение сидений представляло нечто новое в катеростроении. Идея создания такого катера принадлежала двум американским конструкторам — Джиму Уинни и Уолту Уолтерсу; немалое участие в постройке принял строитель Дан Аронау.

Катер «Доунзи» имеет длину только 5,05 м при ширине 2,1 м; корпус выполнен остроскулым с большим углом киле-ватости — до 24°. В оригинальном, со скругленными углами, кокпите размещены диван для пяти человек и передвижное кресло для рулевого, которое может поворачиваться на 360°.

В большинстве случаев в качестве энергетической установки катера используют бензиновый двигатель мощностью 165 л. с. при 4400 об/мин. Другое решение — установка двигателя мощностью 110 л. с. шведской фирмы «Волво-Пента». В каждом случае двигатель с Z-образной передачей на винт размещали в корме.

С более мощным двигателем скорость катера достигала 78 км/ч. Несмотря на сравнительно малую длину корпуса и очень большую ширину, катер отличался хорошей устойчивостью на курсе, чему, безусловно, способствовал большой угол килеватости.

Размещение двигателя с Z-образной передачей на винт полностью в корме обладает рядом преимуществ, но не позволяет

Рис. 3. «Доунзи». Быстроходный спортивный катер, проект которого разработан Джимом Уинни и Уолтом Уолтерсом (США). Катер оборудован различными стационарными двигателями с Z-образной передачей и может развивать скорость

То, что из-за размещения гребного винта за корпусом нижнего редуктора несколько снижается его к. п. д., на таком легком катере не слишком заметно. Однако двигатель может устанавливаться сразу за средней частью катера под ящиком. В этом случае обычный гребной вал выведен в корму. Какому из двух вариантов расположения машинной установки отдать предпочтение, разумеется, — личное дело конструктора. Тем не менее, если в предполагаемом районе плавания преобладают мелкие места и песчаные банки или весьма каменистое дно, где особенно высока опасность поломки гребного винта, то преимущество имеет Z-образная передача на гребной винт. Она особенно рекомендуется в том случае, когда катер должен транспортироваться на прицепе (трейлере). При подъеме или спуске на воду с трейлера перо руля и обычный гребной винт оказываются в постоянной опасности, ломаются.

Рис. 4. «Ирэиа». Быстроходный спортивный катер с очень большим кокпитом. Передние сдвоенные сиденья раздвижные и могут быть переоборудованы в койки.

Несмотря на то что на катере «Сильвия» видна каюта-убежище, чертеж воспроизводит классические линии открытого прогулочного катера типа «Рунабоут», каким он сохранился в течение 40 лет во многих странах мира. Правда, обводы таких катеров стали более современными, скорость повысилась, но расположение осталось неизменным. Прогулочные катера типа «Рунабоут» с классическими формами строят чаще в Европе, нежели в США —стране их первоначальной постройки.

Размеры катера — 6,0 × 2,2 м, выбранные в качестве примера, — средние, при которых допускается свободное размещение в переднем кокпите двух рядов мягких сидений. При наибольшей длине корпуса до 5 м еще возможно размещение сдвоенного ряда сидений. Небольшие прогулочные катера с одиночным рядом сидений могут быть построены минимальной длиной около 4 м. На рис. 79, а пока-зано классическое расположение катера с двигателем, установленным в корме, и полностью закрытой палубой, на рис. 79, б — расположение рабочего или служебного катера с очень большим открытым кокпитом. Особенно ценится большая полезная площадь кокпита при занятиях водными лыжами и подводным спортом. Двигатель в этом случае размещается под съемным ящиком. Чем дальше к носу продвинут двигатель, тем под меньшим углом наклона он устанавливается.

Рис. 5. «Сильвия». Обычный быстроходный служебный или прогулочный катер (выполняется в нескольких вариантах): а — классическое расположение открытого катера; б — расположение служебного катера, который может быть использован для обслуживания водных лыжников и водолазов-спортсменов. На схеме, показывающей вид катера сбоку, видна рубка.

Каюта-убежище заслуживает того, чтобы сказать о ней несколько слов. Верфь «Баадер» построила большое количество катеров, сходных с катером типа П размеров «Сильвии», почти половина которых представляла собой открытые быстроходные разъездные или спортивные катера. Остальные имели рубки, защищающие от непогоды. В некоторых случаях эти каюты устанавливали дополнительно. Они были особенно пригодны для оборудования открытого кокпита по схеме рис 5, б, но их часто применяли и при расположении по схеме рис. 5, а с двумя рядами сидений. В последнем случае проход не совсем удобен, поэтому на крыше каюты оборудуют сдвижной люк, на спинку кормового сиденья подвешивают маленький трап; среднюю часть спинки переднего сиденья можно вынимать.

На катере длиной 5,5 м устройство каюты подобной конструкции неприемлемо. Такая каюта более соответствует катеру с корпусом большой ширины и тем лучше вписывается в общую архитектуру катера, чем больше его главные размерения.

У быстроходного катера «Вероника» размерами 6,5×2,1 прежде всего бросается в глаза необычный складной тент. При наступлении плохой погоды такой тент хорошо защищает открытый катер от ненастья. Но в остальном катер имеет обычные очертания, причем ширина его в сравнении с рассмотренным катером даже меньше.

Расположение кокпита на «Веронике» несущественно отличается от расположения на модели «Сильвия» и только тем, что впереди устроен второй ряд сидений. При использовании тента следует позаботиться о месте для его хранения в сложенном виде. Поэтому, например, на рис. 6, б за рядами сидений расположен небольшой «мостик», на который кладется убранный тент. В случае расположения по схеме рис. 6, а нужно предусмотреть, чтобы сложенный на кормовой палубе тент не препятствовал открытию люка для обслуживания двигателя. Однако при сильном дожде у тентов всегда обнаруживаются такие места, через которые внутрь катера попадает вода. При быстром ходе ткань тента начинает сильно хлопать; это предупреждает о необходимости уменьшить скорость катера, прежде чем весь тент разорвется от сильного ветра. Все же тент защищает от проливного Дождя.

Быстроходные разъездные катера такого размера могли бы оснащаться серийными катерными бензиновыми двигателями почти любой мощности. В реальных условиях редко используют Двигатели меньшей мощности, чем 100 л. е., и еще реже — свыше 300 л. с.

При мощности двигателя 100, 150, 200 и 250 л. с. возможна скорость катера соответственно 50, 65, 75 и 82 км/ч. Эти данные определяют предельные значения скорости. В случае же длительных путешествий катер должен идти с меньшей скоростью, составляющей около 90% приведенных значений. Наиболее экономичной является скорость, уменьшенная приблизительно на 20%. Такая скорость способствует значительной экономии топлива и одновременно существенно увеличивает ресурс двигателя.

На катерах рассматриваемого типа могут быть установлены и дизели, но они имеют больший вес. В каждом случае при установке двигателя следует принимать в расчет его экономичность. Приводимая ниже таблица воспроизводит размеры, мощность двигателей и значения скорости открытых спортивных катеров, замеренные на ходовых испытаниях, Эти характеристики можно использовать для оценки скорости и экономичности двигателей, установленных на катерах, имеющих иные размеры и оборудованных двигателями, характеризуемыми другими значениями мощности. Расход топлива дается для 3/4 предельной скорости, с тем чтобы судить о расходе топлива и емкости топливного бака при длительных переходах.

Рис. 6. «Вероника». Быстроходный служебный или прогулочный катер, имеющий просторное расположение:
а — обычное, присущее прогулочному катеру; б — характерное для служебного катера. На схеме, показывающей вид катера сбоку, можно видеть складной тент для защиты от ветра и дождя. Небольшая поперечная палуба за сиденьями служит для укладки сложенного тента.


Читать далее:

Категория Спортивные катера