Быстроходные катера с каютами


Категория Спортивные катера

Быстроходные разъездные и прогулочные катера со складным тентом или небольшой каютой-убежищем для защиты от непогоды, показанные в предыдущем разделе, не предназначены для длительного пребывания экипажа на борту судна. Теперь рассмотрим пять катеров, которые нельзя считать быстроходными открытыми катерами, но которые также еще не могут называться и туристскими катерами. Благодаря хорошо продуманным характеристикам, находящимся между характеристиками быстроходных открытых спортивных катеров и туристских катеров с каютами, они завоевывают все большее число сторонников. Использование и устройство катеров в значительной степени зависят от местных условий, так что их подразделяют на катера для внутреннего и прибрежного плавания. Последние претендуют на хорошую приспособленность к различным условиям эксплуатации. При плохой погоде их можно использовать на коротких морских маршрутах.

Катера для внутреннего плавания. На рис. 1 показаны три катера с каютами. Эти катера, строившиеся сериями, оказались пригодными.для плавания на реках и озерах и зарекомендовали себя даже.лучше, чем обычные катера с каютой-убежищем. Катер, изображенный на рис. 1, а, — наименьший из трех представленных на рис. 1 и имеющих стандартный корпус типа «Каталина». Длина корпуса 6,3 м, ширина 2,3 м.

Размеры корпуса, выполненного из стеклопластика, выбирали такими, чтобы его можно было построить в трех вариантах: как надежный открытый разъездной или спортивный катер, как показанный здесь маленький катер с каютой и как полностью оборудованный туристский моторный катер. Приведенный на рис. 1, а катер «Кэтлин» средних размерений является усовершенствованной конструкцией быстроходного разъездного катера с каютой-убежищем и открытым кокпитом. Вся конструкция катера, включая каюту и палубу, выполнена из стеклопластика. Подобный катер с высокой каютой был построен специально для водной полиции. В этом случае обводы «Каталины» оказались пригодными благодаря мягкому ходу на волне.

На рис. 1, б показан элегантный быстроходный прогулочный катер с каютой и минимальным оборудованием. Он строился одной из верфей небольшими сериями, в запас, чтобы потом по желанию покупателей оборудовать его различными энергетическими установками. Размеры модели «Фернанда» следующие: длина наибольшая 7,4 м, ширина 2,3 м. Если внутреннее устройство планируют как «спартанское», то предусматривают небольшой комод-камбуз, изолированный туалет и два боковых мягких сиденья для отдыха в ночное время. Все катера типа «Фернанда» имеют два поста управления, т. е. «автомобильное» рулевое колесо в каюте и штурвал в открытом кокпите. Благодаря полукруглым носовым окнам каюты водитель получает возможность хорошего обзора.

На катерах рассматриваемого типа можно устанавливать следующие главные механизмы:
1) бензиновый двигатель (в корме) мощностью 185 л. с. с угловой передачей;
2) двигатель такого же типа, но мощностью 300 л. е.;
3) обычную моторную установку, как это показано на рис. 1, б, где бензиновый двигатель мощностью 185 л. с. находится в передней части кокпита и работает через редуктор на вал гребного винта, выходящий в корму;
4) подобную же энергетическую установку с двигателем мощностью 300 л. е., однако без редуктора, чтобы не увеличивать диаметра гребного винта.

Дизельные двигатели на этих сравнительно легких катерах не устанавливали и размещение двигателя с Z-образной передачей в корме не проверяли.

Проект быстроходного катера «Дорадо» возник на основе корпуса многократно строившегося на нашей верфи быстроходного открытого разъездного катера «Доротея». В Аргентине большие пространства простираются по берегам многочисленных рукавов рек обширного и многоводного бассейна Параны. И вот там одному землевладельцу захотелось приобрести быстроходный катер с хорошей обитаемостью, оборудованный для длительного путешествия. В результате появился небольшой быстроходный туристский катер «Дорадо» размером 8,5×2,5 м. На катере были оборудованы внутренний и внешний посты управления, что позволило совершать разъезды по поместью независимо от погоды. Благодаря тому, что на Паране господствует мягкий климат, управление катером осуществлялось в основном из кокпита. Внутренним постом управления пользовались только во время холода и дождя.

Рис. 1. Три катера с каютами:
а — «Кэтлин»; б — «Фернанда»; в — «Дорадо?-2^1 и катера еще не могут характеризоваться как туристские.

У внутреннего поста управления предусмотрено съемное кресло для рулевого. Поэтому на левом борту может быть размещена полноразмерная койка, такая же, как на правом борту. Место для приготовления пищи и туалет имеют вполне приемлемые размеры. Высота каюты равна 1,65 м. Хотя в этой каюте нельзя еще встать в полный рост, она все же больше, чем на маленьком катере «Фернанда».

Размещением двигателя в передней части длинного открытого кокпита при сохранении прохода в каюту достигается правильная установка двигателя с умеренно наклоненным валопроводом.


Читать далее:

Категория Спортивные катера