Быстроходные или тихоходные двигатели?


Категория Спортивные катера

В скандинавских гаванях на рыболовных ботах еще можно встретить старые тихоходные одноцилиндровые калоризаторные двигатели. С большим маховиком, тяжело вращающиеся, они работают очень медленно, благодаря чему создают впечатление надежности. Однако необходимо оценить, действительно ли современный быстроходный двигатель — плохая замена старым двигателям.

Увеличенная частота вращения, небольшие габариты, малый вес, сравнительно невысокая стоимость —таковы наиболее ценные качества быстроходных двигателей. К тому же уменьшается вибрация, а часто и шум, упрощается монтаж двигателя, значительно возрастает скорость катера.

Вначале высказывали опасения относительно малого моторесурса быстроходных двигателей, В настоящее время для этого нет оснований. Если стоимость двигателя умножить на срок его службы, то получатся, по крайней мере, одинаковые издержки; возможно даже, что преимущество окажется на стороне быстроходного двигателя.

Рассмотрим зависимость между частотой вращения и к. п. д. гребного винта. Для катеров с малой и средней скоростью требуется довольно низкая частота вращения, для быстроходных катеров — высокая. Быстроходный двигатель можно приспособить к малой частоте вращения гребного винта путем установки редуктора.

На спортивных и туристских катерах малой и средней величины из-за их небольшого веса всегда устанавливают быстроходные двигатели с соответствующей степенью редукции. Сейчас даже на больших тихоходных моторных яхтах все чаще используют быстроходные двигатели.

Средняя скорость поршня серийно изготовленных бензиновых двигателей, предназначенных для обычной эксплуатации, составляет 14 м/с, гоночных бензиновых двигателей —20 м/с и более, дизелей — 11 м/с.

Итак, можно заключить, что легкий быстроходный двигатель во многих случаях заслуживает предпочтения. Однако степень редукции его частоты вращения должна определяться гребным винтом. При этом в первую очередь стремятся к повышению к. п. д. гребного винта. Для тихоходных» катеров достаточна низкая частота вращения гребного винта, для быстроходных — высокая, а для гоночных катеров — увеличенная. Однако нельзя точно определить оптимальную частоту вращения гребного винта, поскольку для получения наибольшего его к. п. д. часто требуется такой большой диаметр винта, что его невозможно порой установить под днищем катера.


Читать далее:

Категория Спортивные катера