Блоки и тали


Категория Морская практика

Блоки используются для изменения направления тяги при подъеме и перемещении небольших тяжестей или при обтягивании снасти, а также для изготовления более сложных устройств — талей. Блок состоит из деревянного, металлического или литого пластмассового корпуса, внутри которого на оси, называемой нагелем, насажены свободно один или несколько металлических шкивов. По количеству шкивов блоки бывают одно-, двух-, трех-и многошкивные. Корпус блока имеет перегородки, которыми один шкив отделен от другого. Наружные поверхности крайних перегородок называются щеками.

Рис. 1. Талрепы:
а — простой; б — двухвинтовой открытый; в — двухвинтовой закрытый; г — вертлюжный

Самым простым по конструкции является одношкивный блок„ Такой блок, закрепленный на месте неподвижно с пропущенным через него тросом, называется горденем. Гордень позволяет при подъеме или перемещении груза изменять тягу в более-удобном направлении, но не дает выигрыша в силе. Поэтому гордени используются для подъема небольших тяжестей. Небольшие одношкивные блоки с пропущенными через них фалами применяются для подъема флагов и вымпелов, сигнальных огней и знаков.

Деревянные и пластмассовые блоки применяются только при работе с растительными и синтетическими тросами. В большинстве судовых устройств используются металлические блоки.

Конструкцию металлического блока рассмотрим на примере двухшкивного блока. Он состоит из корпуса, двух стальных или чугунных шкивов, втулки с канавкой для смазки или с подшипником, нагеля, оковки, крепежных болтов и подвески. Один из болтов талей имеет устройство для крепления коренного конца лопаря талей.

Для оснастки блока трос должен быть пропущен между щек блока и заложен в кип шкива. Оснастка простого блока неудобна, так как надо продевать трос с конца. Поэтому на судах находят широкое применение одношкивные блоки с откидной щекой — канифас-блоки, различные конструкции которых показаны на рис. 9. Откидная щека позволяет заводить в такой блок середину троса.

Чтобы не допустить чрезмерного изгиба троса, проходящего через шкив блока, размеры блоков должны соответствовать толщине троса. Размер деревянных блоков определяется по длине щеки, простых металлических — по диаметру шкива, канифас-блоков — по длине оковки. На каждом блоке ставится клеймо об испытании и товарный знак завода-изготовителя.

За блоками должен осуществляться постоянный уход. Их необходимо периодически разбирать, очищать от грязи и ржавчины, смазывать трущиеся части. При обнаружении трещин, значительного износа нагеля или шкива блок следует заменить. Блоки, не находящиеся в эксплуатации, нужно тщательно смазать и хранить в сухом помещении в подвешенном состоянии.

Тали — устройства, позволяющие не только изменить направление тяги, но и получить выигрыш в силе при подъеме и перемещении тяжестей, при обтягивании снастей и в других случаях их применения. По конструкции тали подразделяются на обыкновенные и механические.

Обыкновенные тали состоят из двух блоков, через шкивы которых пропущен трос, называемый лопарем. Один конец лопаря закрепляется за блок и называется коренным, а другой выходит из блока и называется ходовым — к нему прилагается внешнее тяговое усилие. Один блок талей — неподвижный, он через подвеску закрепляется на месте. Второй блок называется подвижным, так как при работе с талями он поднимается вместе с грузом или перемещается по направлению обтягивания снастей. В зависимости от назначения талей и способа их основывания ходовой конец лопаря выходит либо из неподвижного, либо из подвижного блока. По количеству шкивов в обоих блоках тали бывают двух-, трех-, четырех- и многошкивные.

Простейшими талями являются двухшкивные, т. е. тали, основанные лопарем между двумя одношкивными блоками. Такие тали могут быть основаны двояко: ходовой конец лопаря сходит с неподвижного блока или с подвижного.

Рис. 2. Гордень

Рис. 3. Двухшкивный блок

Рис. 4. Канифас-блоки

Для подъема груза к ходовому концу лопаря необходимо приложить дополнительное усилие на преодоление сил трения, возникающих в талях. Практически считают, что усилие на преодоление сил трения в каждом шкиве талей, основанных растительным или гибким стальным тросом, составляет соответственно 10 и 5% массы поднимаемого груза.

На судах применяются тали различной конструкции и грузоподъемности, в том числе: двухшкивные — рифтали, завалтали; трехшкивные — хват-тали; четырехшкивные — сей-тали, румпель-тали; четырех- и много-шкивные —- гини. Последние используются в вооружении тяжелых (тяжеловесных) стрел. Они имеют обычно большие блоки со шкивами на шарикоподшипниках. Небольшие тали, основанные между двумя блоками с одинаковым числом шкивов, называются гинцами. Они используются для обтягивания различных снастей.

Техника основывания талей зависит от количества шкивов в блоках. Основывание всегда производится коренным концом лопаря по часовой стрелке при тросах правого спуска и против часовой стрелки, если тали основываются тросом левого спуска-Основывают тали на палубе, положив один блок напротив другого на некотором расстоянии подвесками наружу.

Для основывания двухшкивных талей, предназначенных для подъема груза, за неподвижный блок принимают тот, который имеет приспособление для крепления коренного конца лопаря. В этом случае коренной конец проводится через шкив неподвижного блока, затем через шкив подвижного и крепится к неподвижному блоку.

При основывании трехшкивных талей за неподвижный блок принимают двухшкивный, а за подвижный — одношкивнын. Коренной конец проводят через нижний (ближайший к палубе) шкив двухшкивного блока, затем через шкив одношкивного, через верхний шкив двухшкивного и крепят к одношкивному блоку.

При основывании четырехшкивных талей, состоящих из двух двухшкивных блоков, коренной конец проводят последовательно сначала через нижние шкивы неподвижного и подвижного блоков, затем через верхние шкивы этих блоков, после чего коренной конец подводят к неподвижному блоку и закрепляют на нем.

Рис. 5. Обыкновенные двухшкивные тали:
а — ходовой конец лопаря сходит с неподвижного блока; б — то же, с подвижного

Рис. 6. Основывание талей:
а — двух-; б — трех-; в — четырех- и г — шестишкив-ных

Основывание между двумя трехшкивными блоками шестишкив-ных гиней осуществляется коренным концом лопаря по схеме: средний шкив неподвижного блока — нижний шкив подвижного — нижний шкив неподвижного — средний шкив подвижного — верхний шкив неподвижного — верхний шкив подвижного — к месту крепления на неподвижном блоке. Такая схема проводки коренного конца лопаря предупреждает перекос блоков во время подъема груза.

Во всех случаях после проводки коренного конца лопаря через все шкивы обоих блоков его заделывают огоном с коушем, которым он присоединяется к обушку на соответствующем блоке.

Механические тали позволяют получать многократный выигрыш в силе, возможность плавно поднимать груз и держать его автоматически застопоренным в любом положении.

Из механических талей широкое применение на судах нашли дифференциальные тали. В подвеске таких талей помещается обойма неподвижного блока, который состоит из жестко соединенных между собой двух шкивов разного диаметра с соотношением 7:8 или 11:12. Подвеска с блоком подвешивается к неподвижной опоре или к траверсе тележки, передвигаемой вручную по подвешенному рельсу. Нижний (подвижный) одношкив-ный блок также помещен в обойму, имеющую гак для подвешивания груза. Бесконечная рабочая цепь охватывает последовательно малый шкив неподвижного блока, шкив подвижного блока и большой шкив неподвижного. Подъем груза обеспечивается поворотом большого шкива неподвижного блока путем приложения тягового усилия к ветви рабочей цепи, сбегающей с этого шкива.

Рис. 7. Механические дифференциальные тали

При подъеме тяжестей дифференциальными талями получают 16-кратный (при соотношении диаметров шкивов неподвижного блока 7:8) и 24-кратный (при соотношении этих диаметров 11:12) теоретический (без учета трения) выигрыш в силе.

Обыкновенные тали, не находящиеся в эксплуатации, должны храниться в сухом проветриваемом помещении в подвешенном состоянии. Все трущиеся части блоков должны быть хорошо смазаны. После окончания работ с переносными талями их аккуратно складывают, не допуская спутывания лопаря.

При работе с обыкновенными талями следует избегать резких рывков, которые могут привести к обрыву лопаря или повреждению блоков. При чрезмерном износе лопарь заменяют. Если при разборке и осмотре блоков обнаружен значительный износ нагелей, гаков, скоб или обухов, то такие блоки необходимо заменить и основать тали заново.

Механические тали надо содержать в чистоте, регулярно смазывать трущиеся части, следить за их исправностью.


Читать далее:

Категория Морская практика