Безопасность ведения морских геологоразведочных работ


Категория Техника морских геологических исследований

Безопасность ведения морских геологических исследований и геологоразведочных работ имеет первостепенное значение. Исключительная актуальность и значимость этих вопросов объясняется прежде всего необходимостью бороться за наилучшие режимы и условия труда морского геолога и разведчика, за безопасность их жизни и эффективность работы в суровых и опасных условиях морей и океанов, а также желанием получить наибольшую научную и производственную отдачу, добиться наиболее высокой в данных условиях производительности труда.

Наибольшую значимость вопросы безопасности имеют при проведении морских буровых работ, а также всех видов подводных исследований. Не случайно поэтому, что главное внимание специалистов обращено на разработку основ и принципов безопасности при глубоком морском бурении с помощью различных плавучих оснований, а также безопасности проведения индивидуальных и групповых работ в подводных условиях, исследований с помощью обитаемых подводных аппаратов и лабораторий.

В самые последние годы специалисты пришли к выводу, что эффективность и безопасность проведения морских работ, и в частности, всех видов геологических исследований, обусловливаются не только совершенством и надежностью используемых технических средств, четкостью выполнения методических приемов ведения работ, внешними гидрометеорологическими условиями, но и психофизиологическими особенностями человека, использующего ту или иную технику.

На сложность и трудность решения рассматриваемых вопросов указывают в своих работах Б. Купер и Т. Гаскелл [47] и В. П. Сочивко [39]. Каждый район в открытых водах Мирового океана ставит перед нефтяниками свои специфические проблемы. В одних местах им угрожают ураганы, в других — прилив-но-отливные течения. Во многих районах дно моря плоское и твердое, но немало и таких участков, где мягкий грунт не обеспечивает надежной установки опор. По мере освоения новых районов континентальных шельфов разведчики должны учитывать все достижения в этой области, чтобы обеспечить безопасное и экономичное бурение. Накопленный опыт помогает разработать действенные меры по преодолению вновь возникающих затруднений. Случайные катастрофы не позволяют забывать о том, что природа — властный и жестокий хозяин. Такова проблема в области «чистой» техники. Не менее сложные и трудные вопросы стоят и в области психофизиологических аспектов, в области, изучающей систему «человек —техника». По этому поводу В. П. Сочивко пишет, что человек как объект исследования чрезвычайно сложен, и его изучение представляет огромные трудности, связанные с необычной изменчивостью практически всех психофизиологических параметров. Слишком велико количество факторов, оказывающих воздействие на организм и психику человека в гидросфере. Их полный учет и точная оценка значимости каждого фактора — дело будущего. Даже если обратиться к сравнительно простым ситуациям обычной производственной деятельности, издавна изучаемым инженерной психологией и эргономикой, то и здесь огромный накопленный опыт представлен недостаточно систематизированным набором результатов конкретных психофизиологических исследований.

Выполненный автором анализ отечественного и зарубежного опыта ведения морских работ в связи с геологическими исследованиями морского дна позволил сделать некоторые пред варительные выводы.

Современный опыт ведения морских работ, при которых в той или иной степени решаются геологические задачи, дает возможность разделить их на следующие основные виды:
а) групповые и индивидуальные водолазные работы различного назначения и глубин погружения;
б) надводные и подводные работы с использованием плавучих средств, подводных аппаратов и устройств;
в) все виды морских буровых работ.

Основными причинами, вызывавшими несчастные случаи при ведении водолазами (гидронавтами) подводных работ, являются следующие: неэффективное использование спасательной шлюпки; неправильный порядок прохождения декомпрессии; неправильное использование снаряжения и его конструктивные недостатки, отсутствие дополнительного запаса воздуха; неумелое использование инструмента и вспомогательного оборудования.

Безопасность отдельного водолаза (гидронавта) в подводных условиях зависит прежде всего от него самого, т. е. от его профессиональных навыков, опыта и квалификации, от знания техники и снаряжения.

Эффективность действий и работоспособность водолаза под водой обусловливаются рядом факторов, как, например, температурой воды и глубиной, состоянием невесомости и ограниченной подвижностью, слабой видимостью в воде и азотным наркозом, появляющимся чувством страха в новой обстановке.

Морские работы в надводных условиях производятся обычно с плавсредств двух типов: сравнительно крупнотоннажных и маломерных судов. Несчастные случаи и аварии на первых средствах нередко объясняются несогласованностью конструкции технических средств с психофизиологическими особенностями человека [39], аварии же и несчастные случаи при работах с маломерных плавсредств (малые буксиры, катера, кунгазы, шлюпки и др.) вызваны прежде всего отсутствием морской практики, недостаточным знанием конкретных морских условий, недостаточной организованностью и дисциплиной.

Безопасность проведения подводных работ с помощью глубоководных обитаемых аппаратов и подводных лабораторий связана с необходимостью учета в основном двух факторов: технических, определяющих основные конструктивные особенности и характеристики используемых средств, и психофизиологических особенностей исполнителей, выполняющих работу в подводных условиях.

Среди технических факторов, послуживших причиной аварий и несчастных случаев при ведении работ с помощью подводных аппаратов, наиболее типичными являются: утеря подводного аппарата вследствие неисправности спуско-подъемного устройства на судне-носителе; отказ в работе вспомогательного оборудования и недостаточная прочность якорной системы; слабое знание исполнителями работ естественных условий подводного плавания; отказ материальной части подводных аппаратов. Среди психофизиологических факторов и условий, влияющих на них, отмечаются следующие: физиологические изменения организма (появление апатии и утомления, снижение работоспособности, обострение катаральных явлений), связанные q «физическим барьером»; сенсорный голод, возникающий вследствие ограниченности пространства и внешних воздействий (появление апатии, раздражимости, иллюзий); изменения психической деятельности вследствие «глубинного опьянения», воздействия тишины, факторов «биологической» несовместимости и т. д.

Опасные ситуации, за которыми могут последовать аварии и несчастные случаи на морских буровых установках, возникают при условиях, когда основное и вспомогательное оборудование, а также предметы труда не имеют твердо закрепленных мест; индивидуальное снаряжение буровыми рабочими используется неправильно или неумело; исполнители работ плохо знают требования техники безопасности, обязательные для данной буровой установки. При этом опасные ситуации на морских буровых установках могут появиться вследствие ряда специфических причин: пожаров и взрывов в процессе работ; избыточного газового давления; горизонтальных и вертикальных смещений буровой установки; неорганизованных операций с обслуживающим вертолетом или катером; возможности падения людей в воду; воздействия сильных ветров, волнений, приливов и отливов и т. д.

В результате предварительного анализа возможных причин появления опасных ситуаций, аварий и несчастных случаев при ведении указанных выше морских геологоразведочных работ можно сделать следующие выводы.
1. Безопасность ведения морских работ в первую очередь зависит от уровня знания исполнителями используемых технических средств, от их профессиональных знаний и опыта, от уровня организации подготовки и ведения работ в конкретных морских условиях.
2. Безопасность ведения всех видов морских работ в значительной степени зависит от степени знания и учета в конкретной работе специфики морских условий, от уровня морских навыков и морской практики исполнителей.
3. Безопасность выполнения морских работ зависит от уровня дисциплины исполнителей работ, от степени усвоения и четкости выполнения приказов и распоряжений в море, а также требований общих и типовых Правил и Инструкций по безопасности ведения тех или иных работ.

В СССР разработана и в 1976 г. введена в действие для обязательного выполнения всеми организациями Министерства геологии СССР, ведущими геологоразведочные работы в море, «Временная типовая инструкция по безопасному ведению морских геологоразведочных работ», в которой изложены требования к ведению морских поисково-съемочных и геофизических работ, морского бурения и пробоотбора, водолазных и вспомогательных судовых работ.

Общие положения этой инструкции требуют, в частности, выполнения ряда важных условий, как например:
а) серьезной организационной и технической подготовки перед началом морских полевых работ;
б) прохождения исполнителями работ специального медицинского обследования с получением санитарного паспорта моряка;
в) проведения специального инструктажа по технике безопасности ведения морских геологоразведочных работ, проверки умения пользоваться средствами спасения, плавания и т. д.
г) усвоение исполнителями действий в опасных ситуациях на судах и плавучих средствах, используемых при ведении конкретных работ.


Читать далее:

Категория Техника морских геологических исследований