Безопасность труда при сварке на судах


Категория Ремонт судового электрооборудования

При электросварочных работах всегда существует опасность поражения сварщика током. Хотя электросварку производят при малом напряжении (30—40 В), но в определенных условиях при соприкосновении с токоведущими частями, возможно поражение током, что зависит от состояния кожи (влажная или сухая) и степени изоляции от корпуса. Величина тока свыше 0,1 А может быть смертельной. Опасность поражения током электросварщика увеличивается из-за того, что металл корпуса является проводником сварочной цепи.

К электросварочным работам запрещается допускать лиц, не прошедших инструктаж по безопасности труда. Приступая к работе, необходимо привести в порядок спецодежду и обувь, которые должны быть всегда сухими и целыми; обшлага рукавов следует застегнуть или подвязать. Обувь должна быть кожаной, хорошо зашнурованной. Брюки следует носить навыпуск во избежание попадания в обувь горячих частиц при сварке.

Перед сваркой следует осмотреть сварочное оборудование и место работы. Сварочное оборудование и кабели должны иметь хорошую изоляцию. При работе следует следить за тем, чтобы кабель не проходил по воде, а также вблизи мест, где он может быть поврежден; рукоятки электрододержателей должны быть изготовлены из электроизоляционного материала. Если сварка ведется внутри закрытых помещений небольшого объема (резервуаров, баков и т. д.), необходимо, чтобы был наблюдатель, находящийся вне закрытого отсека, а отсек регулярно вентилировался вытяжной вентиляцией. Если место сварки залито маслом или другими горюче-смазочными материалами, то перед сваркой следует протереть это место насухо. Огнеопасные материалы должны находиться от открытого огня на расстоянии не менее 15 м.

Возникающая при сварке дуга излучает яркие световые и невидимые ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Световые лучи ослепляют человека и вредно действуют на глаза. Ультрафиолетовые лучи даже при кратковременном воздействии могут быть причиной электроофтальмии — болезни, вызывающей резь в глазах и слезотечение. Инфракрасные лучи (тепловые) могут вызвать ожоги кожи, а также болезнь глаз — катаракту. Поэтому при сварочных работах сварщик должен прикрывать лицо специальной фибровой маской со светофильтром из цветного стекла. Светофильтр не пропускает ультрафиолетовых лучей, снижает яркость дуги, а маска предохраняет кожу лица от ожогов. Светофильтры в защитных масках в зависимости от величины сварочного тока меняют. Лучи сварочной дуги оказывают воздействие также на кожу и глаза окружающих людей. Поэтому, приступая к сварке, необходимо предупредить об этом подсобных рабочих.

Стационарное место сварки необходимо защищать огнестойкими материалами, вход должен закрываться брезентовыми шторами; обязательна вытяжная вентиляция. Перед сваркой или резкой труб и сосудов нужно убедиться в том, что они не находятся под давлением.

При работе на электросварочных машинах для точечной или роликовой электросварки следует дополнительно к перечисленным правилам безопасности труда соблюдать специальные предосторожности. Приступая к работе на машине с водяным охлаждением электродов, сначала нужно проверить исправность водоохлади-тельной системы путем пуска воды при выключенном питании. Включать питание следует лишь после того, как свариваемые детали будут хорошо прижаты электродами машины, а выключать— до снятия давления электродами и их разведения. На машинах стыковой сварки нужно следить за тем, чтобы контактные плиты не забивались окалиной. Проверять сжатие пружин и механизмов давления следует только при выключенном питании.

По окончании сварочных работ следует отключить машину от питающей сети, выпустить воду из водоохладителей и продуть воздухом, следя за тем, чтобы выходящая под давлением вода не попала в глаза. О всяком несчастном случае необходимо немедленно поставить в известность мастера (на судне — электромеханика, старшего механика). И если сварщика освободили от работы, начальник цеха (на судне — старший механик) должен составить акт не позднее чем через 24 ч после несчастного случая.


Читать далее:

Категория Ремонт судового электрооборудования