Безопасность труда при ремонте


Категория Организация и технология судоремонта

Для исключения производственных травм, а также повреждений судовых технических средств и деталей вследствие неправильного обращения с ними весь персонал, занятый на, демонтажных, ремонтных и монтажных работах, должен проходить инструктаж по технике безопасности и обучиться методам работы.

Выгрузка и погрузка судовых технических средств и крупногабаритных деталей, перемещение их. внутри судна и установка механизмов на фундаменты должны производиться только бригадой такелажников под руководством мастера. Ответственные работа выполняются по заранее разработанным Технологическим инструкциям.

Не разрешается оставлять груз в подвешенном положении даже на кратковременный срок.

Грузоподъемные устройства (краны, лебедки, тали, тросы, цепи, приспособления) должны быть заранее испытаны на прочность и иметь соответствующие клейма, таблички или бирки с указанием даты проверки, очередного срока испытания и грузоподъемности.

Люки, горловины, шахты и другие отверстия в корпусе и палубах судна, представляющие опасность для монтажного персонала, должны быть закрыты временными крышками или ограждены. Изготовленные для временного пользования настилы и леса должны быть надежно закреплены. После погрузки на судно все судовые технические средства подлежат раскреплению (деревянными распорами, тросами, мощными струбцинами), для того чтобы исключить их перемещение. Не разрешается работать друг над другом без защитных настилов, в помещениях судна — без касок.

Рабочие участки и проходы должны быть освещены. Освещенность рабочих участков должна быть не менее 60 лк, а проходов — не менее 10 лк. Рабочие места должны быть оборудованы противопожарным инвентарем. Курение разрешается только в отведенных для этого местах. Легковоспламеняющиеся вещества и материалы должны храниться в специальных помещениях. Использованные обтирочные материалы складываются в металлические ящики.

Рабочие места, находящиеся на высоте 1,5 м и выше, должны иметь леерное ограждение высотою не менее 1 м. При выполнении работ на решетках машинного отделения инструмент следует хранить в ящиках, а во время работы привязывать к поясу, если есть опасность его падения. При разборке деревянных сооружений гвозди из досок надо удалять или загибать.

К инструменту, используемому при работах, предъявляется ряд обязательных требований. Ударный инструмент должен быть без заусенцев, наклепов и трещин. Длина зубила должна быть не менее 150 мм. Рукоятки кувалд и молотков не должны иметь повреждений, должны быть правильно насажены и расклинены. Тиски должны быть с исправными губками, прочно закреплены на верстаке и установлены по росту работающего.

Работа с пневмоинструментом разрешается только в защитных очках и при надежном закреплении обрабатываемой детали. Перед тем как использовать ручной инструмент с электрическим приводом, необходимо тщательно проверить его исправность, а при использовании — заземлить.

Работы, связанные с использованием на судне легковоспламеняющихся веществ (например, керосина, бензина, уайт-спирита и других при промывке деталей), должны проводиться только по разрешению капитана судна с обеспечением мер пожарной безопасности.

При ремонте паровых котлов во избежание ожогов категорически запрещается открывать крышки лазов и люков, если нет убеждения в том, что в котле нет пара или горячей воды и он надежно отключен от действующих котлов. Для внутреннего осмотра котла и ремонтных работ разрешается пользоваться только исправными электрическими переносными лампами напряжением до 12 В с предохранительными сетками. Работать внутри пароводяного или топочного пространства следует в защитной одежде, в обуви на кожаной подошве (во избежание скольжения), на руки должны быть одеты рукавицы. Перед началом осмотра барабанов следует убедиться, что температура внутри не превышает 50 °С и в них не содержится паров или газов, хотя бы поместив туда горящую свечу, которая гаснет при недостатке кислорода. При очистке следует периодически проветривать котел. Обязательно должен быть вахтенный у котла.

При паровом, швартовном и ходовом испытаниях котельной установки зажигать форсунки следует только факелом на рукоятке длиной на менее 1 м. Во избежание взрыва скопившихся в топке газов перед зажиганием форсунки необходимо провентилировать котел в течение 3—5 мин.

До проведения испытаний механизмов необходимо проверить установку ограждений движущихся частей. Во время испытаний в машинном отделении не должно быть посторонних лиц. Категорически запрещается проводить ударные и сверлильные работы, а также подтяжку и обжатие гаек на трубопроводах, находящихся под давлением. При выполнении работ в картере двигателя валопровод следует застопорить от проворачивания. Перед пробным пуском механизма следует убрать с него предметы и инструменты, оставленные после сборки.

При выполнении сварочных и резательных работ особое внимание обращается на соблюдение Правил пожарной безопасности. Топливные танки, цистерны, баки, трубопроводы и другие места, где находилось жидкое топливо (газы) перед началом огневых работ, должны быть очищены, пропарены и провентилированы с последующим лабораторным анализом воздушной среды. Смежные с ними должны быть защищены (залиты водой, заполнены инертным газом). Факт дегазации (возможность производства огневых работ) должен быть удостоверен актом химической лаборатории, в котором указывается и периодичность проведения очередных анализов.

Огневые работы в замкнутых и труднодоступных пространствах должны выполняться под наблюдением специально назначенного лица с обеспечением путей эвакуации и вентиляции. Участки производства огневых работ должны быть снабжены первичными средствами пожаротушения.


Читать далее:

Категория Организация и технология судоремонта