Бензиновый двигатель или дизель?


Категория Спортивные катера

Почти на всех небольших судах с механическим двигателем (99%) в качестве главных двигателей используются дизели или бензиновые моторы. Паровая машина встречается чрезвычайно редко (на старых рабочих катерах или у любителей курьезного).

В настоящее время применяют газовые турбины, например на быстроходных катерах флота, где при небольших габаритах судна необходима высокая скорость, а расходы и экономичность имеют второстепенное значение. В спортивном катеростроении пока еще преобладают катера, оборудованные обычными двигателями внутреннего сгорания.

Какой же двигатель лучше —бензиновый или дизель?

Несмотря на то, что дизель более экономично расходует топливо и менее пожароопасен, на малых быстроходных катерах (а в США даже на моторных яхтах длиной до 20 м) устанавливают оправдавший себя бензиновый двигатель, так как он меньше по размерам, легче и дешевле дизеля.

Если сравнить современные двигатели с двигателями десятилетней давности, то нетрудно заметить быстрое развитие легких катерных дизелей. Число их моделей постоянно увеличивается, диапазон мощностей расширяется, вес становится меньше. Однако до 1930 г, не существовало дизелей, которые годились бы для установки на небольшом катере.

Ничто не может с такой очевидностью показать успехи в развитии дизелей, как рекордные скорости, достигнутые в последние годы на дизельных катерах, хотя многие специалисты еще недавно считали невозможным превысить на гоночном катере с дизелем скорость 100 км/ч.

Сопоставим преимущества и недостатки обоих типов двигателей.

Преимущества бензинового двигателя. При одинаковой мощности он весит в среднем в два раза меньше облегченного быстроходного дизеля, имеет спокойный ход, создает меньше шума, почти не вызывает вибрации. Большинство мощных бензиновых двигателей, используемых на катерах, преобразовано из автомобильных двигателей, поэтому они дешевле и для них легче приобрести запасные части.

Недостаток бензинового двигателя один-единственный — его топливо! Бензин огнеопасен, взрывоопасен, стоит значительно дороже дизельного топлива. Да и расходуется в среднем на 40% больше.

По надежности в эксплуатации, восприимчивости к морской воде, к неаккуратному обслуживанию и к засорению топлива двигатель незначительно отличается от дизеля.

Преимущество дизеля — в его топливе, которое в противоположность бензину менее огнеопасно, невзрывоопасно, дешевле.

Недостатки дизеля. Вес в среднем в два раза превышает вес бензинового двигателя. Большие размеры (прежде всего по высоте) не позволяют использовать его на малых катерах. Дизель создает больше шума и вибрации. Запах топлива и отработанных газов часто вызывает неприятные ощущения.

Экономичность дизелей на туристских и спортивных катерах нередко оценивается по недостаточным данным. Сама по себе экономия средств на приобретение топлива не дает полного основания для расчета рентабельности. Поскольку на покупку дизеля требуется значительно больше средств, чем на покупку бензинового двигателя, необходимо учитывать ежегодное количество часов эксплуатации дизеля. Лишь после этого можно рассчитать, какой период времени потребуется, чтобы компенсировать высокую стоимость дизеля экономией в расходе топлива. Туристские и спортивные моторные катера почти никогда не эксплуатируются ежегодно в течение 300 ч, а двигатели на многих катерах работают не более 100 ч в год и то при частичной нагрузке, т. е. с уменьшенным расходом топлива.

На моторостроительнах заводах по техническим причинам расход топлива указывается в граммах на лошадиную силу в час [г/(л. с.-ч)], а поставщиками бензина и дизельного топлива — в литрах. Чтобы упростить расчет расхода топлива, его стоимости, емкости топливных цистерн и дальности плавания катера, составлена таблица средних значений расхода топлива для двигателей, находящихся в хорошем эксплуатационном состоянии. Однако ни бензин, ни дизельное топливо не имеют абсолютно точного удельного веса. Поэтому в данных таблицы есть небольшие отклонения, особенно в показателях расхода топлива, так как действительный расход топлива зависит не только от типа и марки двигателя, но и от состояния двигателя, и от его нагрузки.

По таблице можно приближенно рассчитать экономичность трех типов двигателей. При этом необходимо знать продажную стой-мость двигателя, местные цены на топливо и количество ходовых часов катера в год.

Для спортивных катеров одна экономичность двигателя не является определяющей. Часто бывают причины, вынуждающие отдать предпочтение тому или другому типу двигателя. Например, на легких спортивных катерах дизели пока еще не устанавливают.


Читать далее:

Категория Спортивные катера