Автомобильные двигатели на катерах


Категория Спортивные катера

Известно, что большинство двигателей современных легких быстроходных катеров переоборудовано из транспортных. Изготовление так называемых чисто катерных двигателей уменьшилось уже в 30-е годы, когда некоторые фабрики стали тайком скупать двигатели у автомобильных заводов, чтобы затем переоборудовать их в катерные. В то время еще верили, что для чисто катерного двигателя необходим особенно прбчный коленчатый вал, обязательны чугунные поршни, а водяные рубашки должны обеспечивать увеличенный расход воды.

Техника преобразования транспортных двигателей в катерные тем временем настолько развилась, что многие заводы—изготови-тел и катерных двигателей вообще перестали создавать двигатели, а покупали их у заводов, выпускающих автомобили, грузовики и тракторы. Транспортные двигатели, специально предназначенные для переоборудования в судовые, в большом количестве поставлялись по специальным техническим спецификациям.

Двигатели в условиях эксплуатации подвергаются коррозии. Так как транспортный двигатель не имеет контакта с морской водой, то проблема коррозии решается путем использования замкнутого водяного охлаждения. В катерном двигателе осуществляется такой же циркуляционный цикл пресной воды, как и в транспортном, т. е. с внутренними стенками двигателя морская вода не соприкасается. Критическим местом остается промежуточный водяной теплообменник, работающий на забортной воде, который ваменяет воздушный радиатор сухопутного транспортного двигателя.

Рис. 1. Обычные катерные двигатели, преобразованные из автомобильных шестицилиндровых двигателей:

Заводы—изготовители катерных двигателей уделяют большое внимание совершенствованию циркуляционной охлаждающей системы, включая и теплообменник, для чего устанавливают приводной водяной насос, выпускной коллектор с водяным охлаждением и часто масляный холодильник, а также реверсивную передачу с редукцией различной величины. Реверсивная передача обычно поставляется специальным заводом.

Можно ли своими силами приспособить для катера транспортный двигатель, чаще всего бывший в употреблении, но в хорошем состоянии? Если катер будет эксплуатироваться в пресной воде, то при наличии определенных знаний это возможно. Но необходимо учесть ряд обстоятельств.

Автомобильная коробка передач вместе с муфтой сцепления может давать передний ход, но не задний, так как при его включении частота вращения получается настолько низкой, что не оказывает действия на катер, при движении на волнении.

Рис. 2. Спортивный моторный катер длиной 8 м вовремя гадок. Для луч« шего обзора рулевой использует люк, расположенный над постом управления.

Рис. 3. 26-метровый аварийно-спасательный катер «Адольф БермпоЛь»

Рис. 4. Моторная установка современного скутера состоящая

У автомобильной коробки передач отсутствует упорный под-шипник, работающий в обоих направлениях, который воспринимает тягу гребного винта на переднем и заднем ходу. Его необходимо устанавливать специально. Из этих соображений, во избежание больших расходов, обычно предпочитают нормальную катерную реверсивную передачу.

Система охлаждения. При эксплуатации двигателя в пресной воде возможно его охлаждение забортной водой, однако вместо циркуляционного автомобильного насоса необходимо установить самовсасывающий насос. Некоторые двигатели чувствительны к коррозии даже от слабо загрязненной пресной воды. Другие, особенно переоборудованные из тракторных двигателей, могут длительное время работать с охлаждением морской водой. В любом случае наилучшее решение — замкнутая циркуляция охлаждающей воды с теплообменником. Правда, своими силами выполнить такую систему нелегко. Для упрощения в качестве теплообменника можно использовать забортные трубки, проложенные вдоль киля или днища.

Рис. 5. Три моторных катера «Типа» длиной 6,1 м, построенные из стеклопластика (Англия). На первом катере (слева) установлен мотор «Волво-Пента» мощностью 130 л. с. (или дизель «Перкинс» мощностью 48 л. с. с Z-образной передачей), на втором катере — два стационарных двигателя «Форд» мощностью по 65 л. е., на третьем — два подвесных мотора мощностью по 40 л. с.

Выпускной коллектор у автомобильных двигателей охлаждается воздухом. Но использовать его на катерах запрещается, так как он нагревается до красного каления, что может вызвать пожар. Иногда на выпускной коллектор удается приварить специально изготовленную водяную рубашку, но чаще всего его приходиться изготавливать заново.

Автомобильные двигатели устаревших моделей при использовании на катерах часто вызывали разочарование, так как при установке двигателя с наклоном и в результате дифферента во время хода нарушалась смазка. Но в случае горизонтальной установки двигателя требуются кардан и двойной упорный подшипник, создающие много неудобств и неприятностей. Катерный двигатель, изготовленный в заводских условиях, имеет углубленные масляные ванны с увеличенной емкостью, которые отсутствуют в транспортных двигателях. Если позаботиться о том, чтобы масло постоянно поступало к масляному насосу, то хорошая смазка будет возможна даже при сильном наклоне катера.

На рис. 1—5 показаны современные моторные катера и моторная установка для скутера.


Читать далее:

Категория Спортивные катера