Автоматизированная система управления использованием нефтепродуктов


Категория Применение топлив в судовых дизелях

Автоматизированная система управления использованием нефтепродуктов является частью системы управления технической эксплуатацией флота (АСУ ТЭФ).

АСУ использованием нефтепродуктов предусматривает решение следующих задач:
— перспективного планирования (определение потребности флота в топливах и маслах с учетом совершенствования структуры топливного баланса и норм расхода нефтепродуктов);
— текущего планирования (определение потребности всего флота и флота пароходств в топливах и маслах на следующий год с учетом совершенствования структуры топливного баланса, норм расхода нефтепродуктов и результатов их выполнения в предыдущем году);
— оперативного регулирования (планирование бункеровки судов нефтепродуктами и определение перечня и объема реализации на судах и в пароходствах организационно-технических мероприятий по экономии нефтепродуктов на основе текущего анализа результатов использования топлив и масел).

Решение задач прогнозирования дает возможность с помощью ЭВМ произвести оценку объемов потребления нефтепродуктов в зависимости от изменения структуры флота на перспективу, а также в зависимости от изменения удельных расходов топлив и масел силовыми установками и других показателей эксплуатации судов.

Для расчета норм расхода топлива на перспективу исходные данные подразделяются на следующие основные группы:
— данные, определяемые изменением, в зависимости от задач по обеспечению перевозок, структуры флота (средневзвешенные величины мощности, грузоподъемности и скорости);
— данные, определяемые изменением разрешающей способности портов по осуществлению погрузочно-разгрузочных операций и бункеровки судов (коэффициент стояночного времени);
— данные, определяемые изменением, в результате внедрения рекомендаций по совершенствованию структуры топливного баланса, а также мероприятий по экономии топливных ресурсов, удельных расходов топлива 6ТГ, Ьтвм и Ьтс.

Данные первых двух групп принимают из материалов по прогнозированию развития флота.

Данные третьей группы рассчитывают, учитывая влияние на изменение удельных расходов внедрения рациональных видов топлива и каждого из мероприятий по экономии топлива.

Путем определения объемов внедрения рациональных видов топлив и объемов реализации мероприятий по экономии топлива по пятилетиям определяют снижение удельных расходов.

Аналогично расчетам по прогнозированию потребности в топливах проводится текущее планирование потребности флота в топливах, а также выбор оптимального варианта бункеровки судов в процессе выполнения ими эксплуатационных рейсов.

Первая задача решается на основании анализа выполнения судами технических нормативов и заключается в определении степени влияния перевыполнения каждого из этих нормативов на величину полученной экономии нефтепродукта.

Одновременно с информацией о выполнении технических нормативов с судов должны присылать перечень мероприятий, обеспечивающих это выполнение.

После оценки степени влияния таких мероприятий на перевыполнение нормативов по экономии топлив проводят оперативное внедрение эффективных оргтехмероприятий на судах с неудовлетворительными результатами использования нефтепродуктов.

Вторая задача является частью задачи по планированию эксплуатационного рейса судна.

Выбор порта бункеровки каждого судна осуществляется с учетом:
— затрат на содержание судна для выполнения рейса порт погрузки — порт бункеровки — порт выгрузки;
— затрат за простой железнодорожных цистерн на нефтебазе порта бункеровки.

Определив по этой формуле затраты на рейс с учетом возможности получения на различных базах требуемых сортов топлив, выбирают наиболее выгодный вариант, т. е. вариант, который дает минимальные расходы эксплуатационных средств для выполнения рейса.

В ряде случаев на нефтебазах могут отсутствовать необходимые дешевые сорта топлив. Тогда эксплуатационные расходы для рейса большей продолжительности могут быть меньше, чем для рейса меньшей продолжительности, но в течение которого расходуются дорогостоящие топлива. В этом случае с учетом потерь дохода, связанных с непроизводительным увеличением продолжительности рейса, может оказаться экономически выгодным заход для бункеровки на более удаленную нефтебазу. В отдельных случаях на бункеровочных нефтебазах могут создаваться условия затоваривания их топливами, что приводит к простоям железнодорожных вагонов и, следовательно, к штрафам, выплачиваемым пароходством сбытовым организациям.


Читать далее:

Категория Применение топлив в судовых дизелях