Автоматизация системы электроснабжения


Категория Автоматизация судов

Система электроснабжения относится к наиболее важным судовым установкам, так как от ее функционирования зависит обеспечение нормальной эксплуатации судна. Кроме того, непрерывное снабжение судовой сети электрической энергией является основополагающей предпосылкой для автоматизации всех судовых систем.

Электрическая сеть трехфазного тока (например, на 380 В, 50 или 60 Гц) в современной системе электроснабжения состоит из нескольких параллельно работающих дизель-генераторов стабилизированного напряжения и множества различных потребителей электроэнергии. В качестве генераторов стабилизированного напряжения все чаще применяются синхронные генераторы, возбуждаемые через выпрямители.

Рис. 1. Структура автоматизированной судовой сети

Общая структура сети, выполненная в соответствии с требованиями автоматизации, изображена на рис. 1. Как видно, сеть с помощью выключателя В1 может быть разделена на две части, так что в аварийных ситуациях может быть включена одна из них. Имеющиеся агрегаты и потребители распределяются по обеим частям сети. Важные вспомогательные устройства (например масляные насосы) продублированы, причем каждое из них питается от разных частей сети. Кроме того, при перегрузке сети предусмотрена возможность отключения второстепенных потребителей посредством выключателей В12 и В.21.

С помощью выключателей генераторов В31—В.3п к сети может подключаться максимально агрегатов. Параллельно основным силовым выключателям включены так называемые манипулятор-ные контакторы Кц—К3т. Последние перекрывают сравнительно большое установочное время силовых выключателей с моторным приводом. Когда в силовых выключателях произойдет замыкание контактов, манипуляторные контакторы снова отключаются. Поэтому их рассчитывают на кратковременный режим работы.

Для равномерного распределения нагрузки и упрощения управления целесообразно применять генераторы одинаковой мощности и по возможности с одинаковыми характеристиками.

За последние годы в транспортном судостроении все чаще применяются валогенераторы. Валогенераторы приводятся во вращение от главных двигателей, причем мощность передается с гребного вала посредством тексропных и зубчатых передач или редукторов. Встречаются также генераторы, насаженные непосредственно на гребной вал. Основное преимущество этого решения заключается в повышенной экономичности. Недостатком является то, что частота вращения гребного вала может изменяться в широком диапазоне в зависимости от скорости судна, при маневрировании, а также под влиянием волнения моря. Вследствие этого возникают значительные трудности, связанные с поддержанием постоянства напряжения и частоты. Однако благодаря возможностям современной электроники в настоящее время уже созданы условия для экономичного применения валогенераторов в судовых сетях трехфазного тока.


Читать далее:

Категория Автоматизация судов