Автоматизация швартовных лебедок и брашпилей


Категория Автоматизация судов

Для компенсации влияния различной осадки при погрузке и разгрузке сухогрузных и наливных судов, а также колебаний уровня воды (приливов и отливов) применяются автоматические швартовные лебедки (mooring winches). Их задача заключается в автоматическом натяжении и ослаблении швартовов по заданной величине прилагаемого к ним тягового усилия. При этом наряду с экономией рабочей силы для контроля и корректировки натяжения швартовов достигается меньший износ тросов и упрощается их крепление на причале.

Автоматические швартовные лебедки работают по принципу управления. Управляемой величиной является натяжение (усилие) тросов, величина которого измеряется с помощью упруго-пружинящего элемента. Желательное натяжение швартовов может устанавливаться в качестве заданной величины в пределах известного диапазона (например, 1 : 5). Современные швартовные лебедки позволяют производить установку заданной величины дистанционно из поста управления. Регулятор тягового усилия имеет либо пропорциональную, либо релейную характеристику. Такая характеристика в сочетании с исполнительным приводом с постоянной скоростью обеспечивает двухскоростную характеристику работы лебедки. Вид исполнительного воздействия зависит от примененного привода лебедки. В случае паровых лебедок, применяемых прежде всего на танкерах, исполнительное воздействие прилагается к парораспределительному золотнику. При электрогидравлическом приводе воздействие оказывается на гидравлический золотник. Вращающий момент чисто электрических приводов изменяется либо посредством ступенчатых выключателей, либо же применяются агрегаты системы Г—Д, которые сами обеспечивают постоянный вращающий момент и поэтому не требуют специального управления тяговым усилием. Однако ввиду высокой стоимости последнее решение применяется для этой цели редко.

На танкерах применяются брашпили так же с паровым приводом, а на сухогрузных судах широкое применение получают двигатели трехфазного тока с переключением полюсов. Последние выполняются в большинстве случаев с тройным переключением полюсов, причем ступень малой скорости используется для втягивания якоря в клюз или медленной швартовки судна, рабочая ступень — для отрыва якоря от грунта и его подъема, а ступень быстрой скорости — для скоростного выбирания холостых швартовов. Различные приводы оборудуются обычно простым дистанционным (контроллерным) управлением.

За последнее время традиционные системы управления развивают в направлении возможности отдачи якоря непосредственно с ходового мостика. Этим шагом завершилось развитие, которое в течение долгого времени вообще считалось невозможным. Предпосылкой для этого является высокий уровень автоматизации. При этом исходят из того, что программой устанавливается только вытравливаемая (отдаваемая) длина якорь-цепи, в то время как управление и контроль всего процесса возлагается на автоматику. По окончании процесса дается показание действительно вытравленной длины якорь-цепи.


Читать далее:

Категория Автоматизация судов