В разделе, посвященном системе кондиционирования воздуха и рефрижерации помещений уже была описана важная часть системы обработки грузов. Поэтому здесь остановимся только на автоматизации погрузо-разгрузочной системы.
По физическим свойствам грузы можно разделить на штучные, насыпные, жидкие и газообразные. С точки зрения автоматизации наибольшее внимание привлекает погрузка жидких грузов, прежде всего нефти, и штучных грузов (включая контейнеры). Рассмотрим ниже погрузо-разгрузочные системы для этих двух видов грузов.
Кроме того, коснемся некоторых принципиальных вопросов автоматизации грузовых систем для насыпных грузов.
Технологические установки, применяемые для погрузки и разрубки жидких грузов, представляют собой сравнительно крупные системы, состоящие из трубопроводов, множества арматуры, цистерн (танков), насосов и их приводов. Устройствами для выполнения грузовых операций со штучными грузами являются грузовые стрелы и судовые краны вместе с их приводами. У них есть много общего с соответствующими портовыми крановыми установками. Эти вопросы рассматриваются здесь лишь в той мере, в какой это необходимо для анализа судовых систем.
В процессе выполнения погрузо-разгрузочных работ постоянно меняется распределение масс на судне и, как следствие, его механи-. ческие нагрузки. Поэтому механическое напряжение корпуса судна является важным параметром для управления грузовым процессом. В прогрессивных системах напряженное состояние непрерывно определяется путем вычислений. Хотя эта задача не зависит от вида груза, системы, включающие в себя расчет механических напряжений корпуса судна, до сих пор применялись прежде всего на танкерах, и поэтому они будут рассмотрены в связи с системами судов этого типа. Однако можно утверждать, что автоматическая оценка нагрузок на корпус судна получит применение также и на судах для перевозки массовых и штучных грузов.
Установлено, что программная система для расчета нагрузок во время грузовых операций (портовый режим) может быть использована с относительно небольшими модификациями и для определения общих нагрузок во время плавания судна (ходовой режим).
Следует рассмотреть также проблемы автоматизации швартовных лебедок и брашпилей. Учитывая возрастающие скорости погрузо-разгрузочных операций на долю автоматизированных швартовных лебедок возлагается важная задача. Проблемы автоматизации их приводов имеют много общего с автоматизацией систем для обработки штучных грузов.