Аварийные случаи и основные предупредительные мероприятия по обеспечению живучести судна


Категория Морская практика

В зависимости от характера, размеров и последствий повреждения судна все аварийные случаи с морскими судами подразделяются на кораблекрушения, аварии и аварийные происшествия.

Кораблекрушение — это такой аварийный случай, в результате которого погибло судно или произошло его полное конструктивное разрушение.

Аварией называется такой аварийный случай с судном, в результате которого произошло: повреждение судна, приведшее к потере мореходности и требующее не менее 48 ч на исправление повреждения; повреждение судном берегового сооружения, исправление которого требует вывода этого сооружения из эксплуатации не менее чем на 48 ч; нахождение на мели грузового судна не менее 48 ч, пассажирского — не менее 12 ч независимо от наличия повреждений.

Аварийным происшествием считается аварийный случай с судном, в результате которого были повреждены судно, что привело“ к потере мореходности, или береговые сооружения, на исправление которых требуется менее 48 ч; судно находилось на мели (грузовое — менее 48 ч, пассажирское — менее 12 ч); судном было серьезно повреждено навигационное оборудование.

К особым категориям относятся ледовые аварийные случаи — повреждения корпуса, устройств винторулевой группы, главных и вспомогательных механизмов, происшедшие не по вине экипажа, а из-за плавания в ледовых условиях.

К аварийным случаям с судами приводят в основном следующие обстоятельства: нарушение водонепроницаемости корпуса или судовых устройств (люковых закрытий, вентиляторов и др.) в результате столкновения, касания грунта, посадки судна на мель, навала на причал или другое сооружение, воздействия волн во время шторма и т. д.; пожар или взрыв на судне; нарушение правил технической эксплуатации судовых энергетических установок, устройств и систем.

Мореходные качества судна и его безопасность обеспечиваются конструкцией судна и организационными мероприятиями по обеспечению его живучести.

Живучестью судна называется его способность противостоять последствиям аварийных повреждений, возникновению и распространению пожаров, воздействию взрывов, сохранять и восстанавливать при этом в достаточной мере мореходные качества и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей, сохранность грузов и судового имущества. Живучесть судна обепечивается непотопляемостью, пожаробезопасностью, живучестью технических средств, подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна, комплексом предупредительных мероприятий.

Непотопляемость судна — это его способность выдерживать аварийные повреждения, приводящие к затоплению одного или нескольких отсеков, сохраняя при этом достаточный запас плавучести и остойчивости. Она конструктивно обеспечивается водонепроницаемостью наружной обшивки корпуса, палуб и закрытий, устройством двойного дна, делением судна водонепроницаемыми переборками на отсеки. По Правилам Регистра СССР водонепроницаемые переборки устанавливаются с таким расчетом, чтобы грузовые суда оставались на плаву при затоплении одного любого отсека, пассажирские и грузопассажирские — при затоплении двух любых смежных отсеков и трансокеанские пассажирские лайнеры — при затоплении трех любых смежных отсеков.

Каждому водонепроницаемому отсеку, трюму, танку (цистерне), коффердаму, шпангоуту и др. присваивается свой номер в соответствии с нумерацией, приведенной в Информации по аварийной посадке и отстойчивости, а каждой платформе и палубе, отделению и помещению — наименование в соответствии с построечной спецификацией. На всех дверях, люках (за исключением люковых закрытий трюмов), горловинах танков (цистерн), запорных устройствах судовой вентиляции, пробках замерных отверстий, головках воздушных труб танков заводом — строителем судна укрепляются стационарные планки или наносятся наименования помещений, а для запорных устройств судовой вентиляции — описание принципа действия и наименование вентилируемого помещения.

Цифры означают: арабская над вертикальной линией — номер переборки; римские — номера отсеков, которые разделяет данная водонепроницаемая переборка; арабская в начале стрелки — номер шпангоута водонепроницаемой переборки, идущей в корму; арабская в конце стрелки — номер шпангоута водонепроницаемой переборки, идущей в нос судна. С обоих бортов судна наносятся через каждые пять шпангоутов их номера.

Номера наносятся синей краской на внутренней части фальшбортов или на видных местах палубы у бортов судна. Под номером шпангоута, находящимся на водонепроницаемой переборке, наносится вертикальная черта. Номера шпангоутов обозначаются арабскими цифрами высотой 100 мм с шириной штриха 10 мм.

В машинных и других больших помещениях судна, а также во всех их межпалубных пространствах, расположенных ниже летней грузовой марки для плавания судна в пресной воде, наносятся:
— с обоих бортов ватерлиния по полкам шпангоутов на видных местах синей или белой краской шириной полосы 20 мм и не реже чем на каждом пятом шпангоуте;
— номера синей краской в грузовых трюмах на каждом пятом шпангоуте.

Установленную маркировку имеют также все заборные отверстия и запорные устройства судовой вентиляции.

Указанная система маркировки шпангоутов и водонепроницаемых переборок позволяет конкретно указать место водотечности корпуса как по длине судна, так и относительно уровня воды.

Пожаробезопасность судна — это его способность противостоять возникновению и распространению взрывов и пожаров и их воздействию на судно и груз. Она конструктивно обеспечивается применением огнестойких (типа А) и огнезащитных (типа Б) конструкций, негорючих и огнестойких материалов для изоляции и отделки судовых помещений, оборудованием воздушных труб топливных цистерн огнезащитными сетками, а дымовых труб — искрогасителями и т. д.

Для установления порядка задраивания и отдраивания водога-зонепроницаемых и противопожарных закрытий в условиях повседневной эксплуатации и по тревогам на них укрепляются стационарные отличительные планки или накрашиваются знаки маркировки согласно ОСТ 5.2284—78, указанные в Приложении 3 к НБЖС. Знаки представляют собой буквы Б, 3, П и Т синего цвета, заключенные в синее кольцо окантовки. Знак маркировки с буквой Б наносится на закрытиях, ведущих в помещения для хранения взрывчатых веществ, в грузовые танки на наливных судах и химовозах, в аккумуляторные, помещения с пиротехникой и т. п. Эти закрытия должны быть всегда задраены и при отсутствии в них людей закрыты на замок. Во время судовой тревоги они отдраиваются для прохода членов экипажа только по команде с главного командного пункта (ГКП). Буквой 3 маркируются закрытия, ведущие в междудонные и бортовые отсеки, в танки (цистерны) топлива, масла, пресной воды, в балластные, креновые и диффе-рентные танки и т. п. Эти закрытия должны быть всегда задраены, а цистерны пресной воды, кроме задраек, — закрыты на замок.

Маркировка с буквой П наносится на двери, крышки люков и горловин, расположенные на первой палубе над ватерлинией и на палубе переборок, а также ниже палубы переборок, если они образуют водонепроницаемые отсеки, не вошедшие в группы закрытий с буквами Б и 3. Эти закрытия задраиваются по приказанию вахтенного помощника капитана. Знаки с буквой Т наносятся на двери, крышки люков и горловин, расположенные выше палубы переборок, а также ниже этой палубы, установленные на конструкциях, образующих герметичные контуры, не вошедшие в группу закрытий Б, 3 и П. Маркировка с буквой Т наносится на все противопожарные двери. Эти закрытия задраиваются только по общесудовой химической тревоге.

Живучесть технических средств означает их способность сохранять и восстанавливать свои свойства при аварийных повреждениях и обеспечивать постоянную готовность к действию по прямому назначению.

Подготовленность экипажа к борьбе за живучесть судна предполагает своевременные энергичные, инициативные и квалифицированные действия членов экипажа по обеспечению водонепроницаемости корпуса, предупреждению возникновения и распространения взрывов и пожаров, по борьбе с водой, пожарами, паром и дымом и по поддержанию в постоянной готовности к действию технических средств.

Комплекс предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна включает в себя, в частности:
— организацию правильного технического использования корпуса судна, его элементов, а также закрытия отверстий;
— организацию правильного технического использования и постоянной готовности систем водоотлива и выравнивания судна, переносных водоотливных средств и аварийного снабжения;
— строгое руководство Информацией о посадке и остойчивости судна;
— содержание в надлежащем состоянии надписей и нумерации помещений, маркировки водонепроницаемых переборок, водонепроницаемых и противопожарных закрытий, запорных устройств судовой вентиляции и организацию их задраивания в различных условиях эксплуатации судна;
— строгое соблюдение мероприятий по поддержанию противопожарного режима на судне при погрузке, перевозке и выгрузке пожароопасных грузов, а также в судовых помещениях.

Для активного ведения борьбы с водой и возникшим пожаром суда оборудуются водоотливными средствами, системами пожарной сигнализации, стационарными системами пожаротушения, а также снабжаются аварийным и противопожарным имуществом. Все средства борьбы за живучесть судна должны всегда содержаться в исправности и постоянной готовности к немедленному действию в аварийной ситуации.


Читать далее:

Категория Морская практика