Аварийные грузовые системы


Категория Системы судов-газовозов

Аварийные грузовые системы предназначаются для откачки жидкого фуза из судов-газовозов только при аварийном выходе из строя основных грузовых систем. При этом, как и в обычных грузовых системах, здесь возможна откачка СГ с помощью насосов (переносных или стационарных) или способом вытеснения избыточным давлением паров груза.

Примером аварийной грузовой системы с переносным насосом может служить схема, приведенная на рис. 1. Основой схемы служит цилиндрический корпус, имеющий герметичную верхнюю крыш-ку, на которой установлена ручная лебедка и разъем для подключения электрокабеля. Внутри корпуса размещается аварийный погружной насос и гибкий шланг. Нижний конец корпуса имеет специальный фланец, с помощью которого он закрепляется на горловине купола грузового танка. В аварийной ситуации насос с помощью ручной лебедки опускается в грузовой танк и после подключения к судовой сети через кабель начинает откачивать-СГ по гибкому шлангу через запорный клапан и магистраль в береговую емкость.

В аварийной грузовой системе со стационарным насосом и с крыльчаткой последний обычно перемещается внутри колонны аварийной разгрузки грузового танка. Колонна крепится на куполе грузового танка с помощью специальных книц. В нерабочем положении электронасос находится в верхней части колонны (показан пунктиром), а клапан 8 для обеспечения герметичности колонны закрыт. Перемещение насоса в рабочее положение осуществляется с помощью трубы, заканчивающейся распределительной коробкой, к которой подводится кабель электропитания. Герметизацию верхней части колонны обеспечивает сальник. Забор СГ происходит через приемный патрубок с уплотнением, а фиксация насоса при работе обеспечивается фиксаторами. Насос нагнетает СГ ваерх по колонне и подает его в выпускной патрубок. После окончания работы насос поднимается в верхнее положение, а камера для его хранения продувается инертным газом через патрубки.

На уже упомянутых японских газовозах-метановозах «Polar Eagie» и «Artie Sun», несмотря на наличие в каждом грузовом танке по два насоса, предусмотрено по одному аварийному грузовому насосу подачей 350 м3/ч. На газовозах типа «Юрмала» в грузовой системе гаюге установлено по два погружных насоса в каждой грузовой цистерне, однако при отказе погружных насосов предусмотрена аварийная выгрузка СГ бустерными насосами совместно с компрессорами. Чаще же всего при наличии двух независимых грузовых насосов в каждом танке, аварийная грузовая система отсутствует.

Рис. 1. Конструктивная схема аварийной грузовой системы с переносным насосом

Если грузовые емкости спроектированы как сосуды, работающие под давлением, то на таких газовозах аварийная разгрузка может бьпь осуществлена способом вытеснения СГ избыточным давлением его паров. В этом случае часть СГ испаряется в испарителях, а затем снова вводится в фузовую емкость. Для большинства грузовых емкостей вкладной конструкции и сферической формы считается допустимым давление при плавании в море порядка 0,20 МПа. Однако предохранительные клапаны сферических грузовых цистерн рассчитываются на избыточное давление, равное 0,025 МПа. Поэтому в их конструкциях должны быть предусмотрены специальные устройства, исключающие возможность преждевременного подрыва предохранительных клапанов.

При одновременном выходе из строя сразу двух грузовых насосов во время нахождения газовоза со сферическими цистернами в порту и в случае отсутствия динамических нагрузок можно создать избыточное давление для аварийной разгрузки до 0,215 МПа. Однако по мере возрастания давления в грузовой емкости СГ должен быть перемещен в соседнюю емкость или в береговое хранилище. Но при перекачке из аварийной цистерны СГ сразу в береговое хранилище часть груза приходится сжигать в котлах или установках по производству инертных газов. Это происходит из-за того, что береговые газохранилища, как правило, не рассчитаны на столь высокое давление, какое возникает при перекачке СГ способом вытеснения.

Рис. 2. Конструктивная схема аварийной грузовой системы со стационарным насосом


Читать далее:

Категория Системы судов-газовозов